Понятие и научные основы судебного почерковедения

Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий признаки почерка для решения идентификацион­ных и диагностических задач.

Почерк — устойчивая система движений, с помощью которой задуманный или услышанный текст передается в форме письменных знаков. Исследования психофизиологов, медиков и криминалистов позволили сформулировать положение об индивидуальности почерка, присущей письму каждого человека.

Еще недавно отечественные и зарубежные исследователи видели в письме лишь сложный двигательный навык и даже пытались найти в так называемой премоторной зоне головного мозга «центр письма» — участок, специально отвечающий за письмо. Однако такие воззрения оказались упрощенными. Даже беглое ознакомление с компонентами письма показывает, насколько сложен этот процесс, привычный для каждого грамотного человека.

Исследованиями специалистов установлено, что для написания задуманного или услышанного слова необходимо расчленить звуковой поток на фонемы — речевые звуки, обозначаемые буквами. Этой работой «заведуют» образования коры левой височной области головного мозга. Поражение данных отделов влечет неизбежную потерю способности выделять звуки речи и изображать их буквами. Поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстройство письма. Это положение не касается японцев, китайцев, корейцев и других народов с иероглифической системой письменности. Иероглифы передают не звуки речи, а понятия, образы, потому височные отделы коры головного мозга у этих людей в механизме письма не участвуют.

Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одного слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, особенно хорошо заметная у детей на первом этапе обучения письму, — проговаривание слова при его написании шепотом или вслух. Взрослые делают то же самое, но про себя. Это объясняет, почему поражение нижних отделов пост-центральной области коры головного мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению звуков, различных по звучанию, но близких по артикуляции.

Процесс письма, строго говоря, только начинается со звукового анализа состава слова, которое нужно написать. Когда звуки выделены из речевого потока, их нужно перекодировать в буквы. Этим заняты затылочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее.

Но и это далеко не все. При письме необходимо не только найти необходимый звук и перекодировать его в букву, но и разместить звуки и буквы в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить систему движений, составляющую двигательный акт письма. Эти процессы обеспечивает участок головного мозга, расположенный в нижнем отделе премоторной зоны его коры.

Однако мы практически никогда не пишем отдельные буквы или слова, а записываем мысли — свои или чужие. Письмо — это особенная, письменная разновидность речи, позволяющая закреплять ее во времени и передавать в пространстве. Поэтому фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которые и контролируют весь акт письма. Заведуют этим лобные доли мозга, разрушение которых прекращает программирование действий намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, потерявшими осмысленный характер. Человек при этом утрачивает также способность сличать результаты своих действий с исходным намерением. Так, одна больная с поражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Бурденко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу сказать вам…». Четыре листа писчей бумаги содержали многократное повторение этой фразы.

Я намеренно вкратце привел этот нейропсихологический анализ письма. Из него отчетливо виден сложнейший характер такого привычного для нас действия, включающего анализ звукового потока, уточнение звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование звуков в буквы, правильное размещение и написание последних в слове, и, наконец, постоянный контроль правильности передачи смысла и замысла. А ведь пишем мы, кажется, совершенно не задумываясь. Рука автоматически выводит буквы, соединяет их в слова, складывающиеся в строки. Трудно представить, что в этом привычном процессе задействованы столь многие отделы головного мозга.

В учебниках криминалистики все это упрощено и сведено к учению И.П. Павлова о динамическом стереотипе, к выработке в процессе обучения и письменной практики автоматизированного навыка письма. Это правильный, но весьма упрощенный подход. Он не дает полного предоставления о том, сколь трудно переучиться, подделаться под чужой почерк, а также письменную речь.

Известный отечественный психолог Выготский отмечал, что письменная речь — это алгебра речи, имеющая свои специфические закономерности, ее механизм нельзя свести к механизму устной речи. Поэтому не согласимся с утверждением, что устная речь плюс техника письма равны письменной речи.

Жизненный опыт свидетельствует, что далеко не всякий человек, являющийся хорошим рассказчиком, может успешно переложить свои рассказы на бумагу, и наоборот: человек, хорошо пишущий, редко столь же хорошо владеет устной речью. Наверное, именно поэтому так мало хороших авторов-исполнителей.

В то же время следует подчеркнуть, что признаки письма варьируют, они не остаются абсолютно постоянными, неизменными. Однако почерк человека достаточно устойчив и индивидуален, вследствие чего и может быть использован для отождествления его обладателя, выяснения его характерных особенностей (см. табл. 2).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)