Полномочия прокурора существляющего надзор за исполнением законов и законностью правовых актов

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов – это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов. Полномочия прокуроров в рассматриваемой отрасли надзора определены в ст. 22 Закона о прокуратуре.

Интересно
В соответствии с этой статьей прокурор в пределах своей компетенции наделен следующими полномочиями: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, то есть на территорию и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля коммерческих и некоммерческих организаций.

Характеризуя это полномочие, следует отметить, что Закон о прокуратуре дает закрытый перечень территорий и помещений, куда прокурор может беспрепятственно проходить. В этом перечне нет, например, помещений Правительства РФ, Президента РФ, судебных органов.

Реализация данного полномочия ограничена еще одним условием. Право беспрепятственного входа прокурора на территории и в помещения указанных объектов реализуется прокурором при наличии у него информации о нарушении законов на данной территории и в помещениях или в связи с деятельностью перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре объектов.

Закрепление в законе данного полномочия имеет особо важное значение в настоящее время, когда многие предприятия, организации и учреждения, особенно коммерческие, обзавелись собственными охранными службами и зачастую не заинтересованы в пропуске прокурора на охраняемые ими территории или помещения;  иметь доступ к документам и материалам указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре объектов надзора. Это полномочие означает право проверяющего прокурора, находящегося в организациях и учреждениях указанных объектов надзора, получить интересующие его документы и материалы для ознакомления с ними, изучения, анализа и любого другого исследования в целях выявления правонарушения (установления, обнаружения, доказывания), информация о котором ранее поступила в прокуратуру.

Под документами и материалами в данном случае понимаются любые правовые акты, изданные и имеющиеся на данном объекте  (приказы, распоряжения, инструкции), счетно-бухгалтерская документация (отчеты, балансы, платежные требования, ведомости и т.д.), технологическая документация (чертежи, схемы, карты и т.п.).

Указанная информация может быть получена как в виде документов, так и в виде электронных носителей. К материалам относятся не только различного рода носители информации, но и образцы продукции, сырья, технологического оборудования и т.п. Содержание и перечень документов и материалов, право на доступ к которым имеет прокурор, законом не ограничены.

Пределом требований прокурора в таких случаях является относимость документов и материалов к правонарушению, возможность с помощью их изучения установить и доказать совершенное правонарушение;  проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. На практике это полномочие называют проверкой исполнения законов на месте. Это полномочие имеет комплексный характер.

Проведение проверки означает применение прокурором целого ряда других полномочий, в частности, уже рассмотренных в виде беспрепятственного входа на территорию или помещения органов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, доступа к документам и материалам, а также требований о выделении специалистов, получении объяснений от руководителей и других должностных лиц указанных органов и других полномочий, о которых речь будет идти ниже.

Проверка исполнения законов на вышеуказанных объектах является одним из наиболее важных и эффективных полномочий прокурора. Распространенность его применения и значимость таковы, что практически, да иногда и теоретически это полномочие отождествляют с прокурорским надзором в целом, с чем нельзя согласиться.

Проверка исполнения законов на объектах (на месте) хотя и очень важное, но, тем не менее, лишь одно из полномочий прокурорского надзора, и те-, кто приравнивают его к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в целом, существенно снижают возможности, а следовательно’, и эффективность этой отрасли прокурорского надзора.

Содержание, тактика и методика проведения проверок исполнения законов существенно различаются в зависимости от содержания законов, исполнение которых подлежит проверке (законодательство о приватизации, об охране собственности, об охране окружающей среды и т.д.), и от вида объектов, на которых проводится проверка исполнения законов (органы управления, органы контроля, конкретные предприятия или организации).

Интересно
В связи с этим в теории и практике прокурорского надзора разработаны и применяются методики осуществления надзора за исполнением законов об охране собственности, о труде, о соблюдении некоторых конституционных прав граждан, законов о несовершеннолетних и т.д., составляющие в совокупности особенную часть учебного курса прокурорского надзора; требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это полномочие прокурора имеет содержательное сходство с вышерассмотренным доступом прокурора к документам и сведениям.

Их различие и самостоятельность состоят в том, что, применяя рассматриваемое полномочие, прокурор обращается к руководителям и иным должностным лицам не того объекта проверки, где он находится (там он имеет доступ), а других органов, организаций и учреждений, чьи документы, материалы, статистические и иные сведения необходимы прокурору для установления и доказывания правонарушений на других объектах. Так, прокурор, получив информацию о факте уклонения от налогов коммерческой организацией, может обратиться в органы налогового контроля (налоговую инспекцию) с требованием о предоставлении сведений об уплате налогов данной организацией. С подобным же требованием прокурор может обратиться в статистические или банковские учреждения.

Изучение и анализ полученных таким образом сведений и иных материалов могут избавить прокурора от необходимости проведения проверки исполнения законов на конкретном объекте.

Закон не определяет перечень документов, материалов и сведений, которые может затребовать прокурор при применении данного полномочия, а тем более их содержание. Пределы прокурорских требований в этом случае также определяются относимостью требуемой информации к правонарушению. Прокурор должен истребовать только те документы и сведения, которые позволяют установить и доказать факт совершенного правонарушения. Зато закон определяет круг органов, учреждений и организаций, к которым прокурор может обратиться с соответствующим требованием.

Круг таких органов и организаций (без подробной регламентации) определен в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре;  требовать выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов. В процессе осуществления надзора за исполнением законов в связи с содержанием этих законов и регулируемых ими сфер общественных отношений (собственность, производство, транспорт, образование, медицина, социальное обеспечение и т.д., и т.п.) у прокурора зачастую возникают вопросы, которые он не может решить сам достаточно компетентно.

В таких случаях он, используя названное полномочие, может требовать выделения специалистов, то есть лиц, обладающих необходимыми познаниями в экономике, технологии, экологии, финансах, здравоохранении и т.д., для решения возникших вопросов. Специалистами могут быть любые сведующие лица, находящиеся в служебных или трудовых отношениях с органами, организациями и учреждениями, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре. Их необходимая высокая квалификация подтверждается обычно опытом работы по той или иной специальности, наличием ученых степеней и званий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)