Пограничные психические состояния

Психические состояния, находящиеся между нормой и патоло­ гией (слабые формы психических расстройств), называются по­граничными состояниями. К таким состояниям относятся: реак­тивные состояния; неврозы; психопатоподобные состояния; задержки психического развития (умственная отсталость).

В психологии еще не сформировано понятие психической нормы. Однако для выявления перехода психики человека за грань психической нормы необходимо в общих чертах опреде­лить критерии нормы.

Существенными характеристиками психической нормы, с нашей точки зрения, являются следующие поведенческие особенности:

  • адекватность (соответствие) поведенческих реакций вне­шним воздействиям;
  • детерминированность поведения, его концептуальность, упорядоченность в соответствии с оптимальной схемой жизне­деятельности; согласованность целей, мотивов и способов пове­дения;
  • соответствие уровня притязаний реальным возможностям индивида;
  • оптимальное взаимодействие с другими людьми, способ­ность к самокоррекции поведения в соответствии с социальны­ми нормами.

Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психи­ческой саморегуляции.

Процесс психической саморегуляции осуществляется в един­стве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны различные парциальные (частичные) аномалии саморегуляции. При этом интеллект чело­века в основном сохраняется, но оказываются нарушенными от­дельные регуляционные механизмы. Эти нарушения психической саморегуляции сводятся в основном к следующим особенностям.

  1. Частая и быстрая смена настроений, недостаточность пси­хоэнергетических возможностей индивида, повышенная нерв­но-психическая истощаемость, слабость нервной системы.
  2. Ригидность, малоподвижность нервно-психических про­цессов, обусловливающих замкнутость индивида; уход от кон­тактов с людьми; гипертрофия одиночества, отверженности, противопоставленности окружающей социальной среде.
  3. Повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимо­действиям; завышенность самооценок, уровня притязаний.
  4. Повышенная конформность, слабохарактерность, интел­лектуальная ограниченность, некритичность.

Чем менее социализирована личность, тем шире возможнос­ти автономизации отдельных регуляционных факторов. Чем ог­раниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни регуляции.

Для поведения лиц с психическими аномалиями характерны конфликтность, повышенная импульсивность, спонтанность побуждений, ослабленность механизма понятийно-мотивационной регуляции.

Психические аномалии деформируют внутриличностные структуры, мотивационно-ценностную иерархизованность лич­ности, порождают гиперкомпенсаторные тенденции.

В массе правонарушений лиц с психическими аномалиями четко просматриваются такие характерные особенности поведе­ния, как крайняя возбудимость, импульсивность, эмоциональ­ная неустойчивость, неадекватность реакций.

Психические отклонения, не исключающие вменяемость, суще­ственно деформируют поведение человека, сужают возможность осознавать значение совершаемого деяния либо руководить им.

Сужение возможности осознавать значение своих дей­ствий — нарушение полноценной ориентации индивида в окру­жающей его действительности, неспособность адекватно вос­принимать реальную обстановку. Неспособность полноценно руководить своими действиями — неспособность рационально организовывать свое поведение, предвидеть развитие событий.

Ограниченная вменяемость, предусмотренная ст. 22 УК РФ, содержит интеллектуальный (отражательный) и волевой (регу­ляционный) признаки. Оба этих признака неразрывно взаимо­связаны.

Для установления юридического критерия ограниченной вменяемости достаточно одного из двух — интеллектуального или волевого — признаков.

Индивид может осознавать фактическое значение и обще­ственную опасность деяния, но не способен сдерживать себя.

Повышенная импульсивность, невладение оптимальными моделями поведения в критических ситуациях, ситуативная за­висимость, личностная склонность к конфликтному поведению, повышенная реактивность в зоне «слабых мест» характера, повышенная тревожность, завышенный уровень притязаний — таков далеко не полный перечень поведенческих проявлений лиц с психическими аномалиями.

К пограничным расстройствам волевой регуляции, выража­ющимся в неспособности в полной мере руководить своими действиями, относятся:

  • возникающий по различным причинам психогенный ступор (кратковременное обездвиживание в связи с переживанием страха, ужаса);
  • акинезия (временное прекращение произвольных движений);
  • гипокинезия (временное замедление и обеднение движений стрессогенных ситуациях);
  • кататоническое возбуждение (двигательное перевозбуждение с преобладанием неадекватных двигательных стереотипов);
  • тревожное перевозбуждение (общая двигательная актив­ность — ажитация — в эмоционально конфликтной ситуации);
  • абулия — отсутствие волевых побуждений, апатичная безу­частность;
  • парабулия — извращенная волевая активность (вычурная демонстративность, псевдоактивность);
  • импульсивные влечения:
  • клептомания (периодически внезапно возникающее вле­чение к тайному хищению),
  • пиромания (непреодолимое стремление к немотивиро­ванному поджогу),
  • дромомания (периодически возникающее непреодолимое стремление к бродяжничеству, перемене мест),
  • гомицидомания (внезапно возникающее влечение к убийст­ву человека),
  • гемблинг (патологическая страсть к азартным играм);
  • психосексуальные перверсии;
  • реактивные состояния.

Реактивные состояния

Реактивные состояния — острые аффективные реакции, вре­менные расстройства психики в результате психических травм. Ре­активные состояния возникают как вследствие одномоментных психотравмирующих воздействий, так и в результате продолжи­тельного травмирования, а также в силу предрасположенности индивида к психическому срыву (слабый тип высшей нервной деятельности, ослабленность организма после болезни, длитель­ное нервно-психическое напряжение).

С нейрофизиологической точки зрения реактивные состоя­ния являются срывом нервной деятельности в результате запре­дельного воздействия, вызывающего перенапряжение возбуди­тельного или тормозного процесса, нарушение взаимодействия этих процессов. Одновременно происходят и гуморальные сдвиги — повышается выделение адреналина, возникает гипер­лейкемия (повышается свертываемость крови); перестраивается вся внутренняя среда организма, регулируемая гипофизно-над-почечной системой; изменяется деятельность ретикулярной си­стемы (системы, обеспечивающей энергетику мозга). Наруша­ется взаимодействие сигнальных систем, возникает рассогласо­вание функциональных систем, взаимодействия коры и подкорки.

Непатологические реактивные состояния подразделяются на:

  • аффективно-шоковые психические реакции;
  • депрессивно-психогенные реакции.

Аффективно-шоковые психогенные реакции возникают в ост­рых конфликтных ситуациях, содержащих угрозу для жизни или базовых личностных ценностей: при массовых катастрофах — пожарах, наводнениях, землетрясениях, кораблекрушениях, до­рожно-транспортных происшествиях, физическом и нравствен­ном насилии. В этих обстоятельствах возможна также гиперки­нетическая или гипокинетическая реакция.

Следствием аффективно- шоковой реакции может быть и так называемый эмоциональный паралич — последующее индиффе­рентное отношение к действительности.

Депрессивные психогенные реакции (реактивные депрессии) возникают обычно вследствие больших жизненных неудач, по­тери близких людей, краха больших надежд.

В поведении индивида могут возникнуть элементы пуэрилизма (появление в речи и мимике взрослого человека особеннос­тей, свойственных детскому возрасту) и псевдодеменции (приоб­ретенного снижения интеллекта).

Невротические состояния — неврозы

Неврозы — срывы нервно-психической деятельности: истери­ческий невроз, неврастения и навязчивые состояния.

  1. Истерический невроз возникает в психотравмирующих об­стоятельствах у лиц с патологическими чертами характера. По­вышенная тормозность коры у этих людей обусловливает повы­шенную возбудимость подкорковых образований — центров эмоционально-инстинктивных реакций. Истерический невроз часто встречается у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью. Он выражается в излиш­ней аффектации; громком и длительном, не поддающемся кон­тролю смехе, театральности, демонстративности поведения.
  2. Неврастения проявляется в ослаблении нервной деятель­ности, раздражительной слабости, повышенной утомляемости. Поведение индивида отличается несдержанностью, эмоцио­нальной неустойчивостью, нетерпеливостью. Резко повышается уровень тревожности, беспокойства, по­стоянного ожидания неблагополучного развития событий. Ок­ружающая среда субъективно отражается индивидом как фак­тор угрозы. Испытывая тревожность, неуверенность в себе, ин­дивид ищет неадекватные средства гиперкомпенсации. Ослабленность, истощенность нервной системы при невро­зах сказываются в ослаблении ее интегрирующей функции; про­исходит некоторая дезинтеграция психических образований, от­дельные проявления психики приобретают относительную са­мостоятельность, что приводит к навязчивым состояниям.
  3. Невроз навязчивых состояний выражается в навязчивых чувствах, влечениях, представлениях и мудрствованиях.

Навязчивые чувства страха называются фобиями (от греч. phobos — страх). Фобии сопровождаются вегетативными дис­функциями (потливость, учащенность пульса) и поведенческой неадекватностью. Человек при этом осознает навязчивость сво­их страхов, но не может от них освободиться.

Фобии многообразны. Укажем лишь некоторые из них: нозофобия — страх различных заболеваний (канцерофобия, кардио­ фобия и др.), клаустрофобия — боязнь закрытых помещений, аго­рафобия— боязнь открытых пространств, айхмофобия— боязнь острых предметов, ксенофобия — боязнь всего чужого, социофобия — страх общения, публичных самопроявлений, логофобия — страх речевой деятельности в присутствии других людей и др.

Навязчивые представления — персеверации (от лат. persevera-tio — упорство) — циклическое непроизвольное воспроизведе­ние двигательных и сенсорно-перцептивных образов (это то, что помимо нашего желания «лезет в голову»).

Навязчивые влечения — непроизвольные нецелесообразные стремления (считать сумму цифр, читать слова наоборот и т. п.).

Тревожность — диффузный страх, порождающий ощущение об­щего неблагополучия.

Навязчивое мудрствование — навязчивые размышления о второстепенных вопросах, бессмысленных проблемах («какая рука была бы правой, если бы у человека было четыре руки?»).

При неврозе навязчивых движений индивид теряет контроль над своими манерами, совершает неуместные действия (шмыгает осом, почесывает затылок, допускает неуместные ужимки, гримасы и т. п.).

Наиболее распространенный вид навязчивых состояний — навязчивые сомнения («выключен ли утюг?», «правильно ли на­писан адрес на отправленном письме?»). В критических ситуа­циях возникают навязчивые побуждения к контрастным действи­ям, противоположным тем, которые диктуются ситуацией (же­лание сделать движение вперед, стоя на краю пропасти, выпрыгнуть из кабины «чертова колеса»).

Навязчивые состояния возникают преимущественно у людей со слабым типом нервной системы, в условиях ослабления их психики. Отдельные навязчивые состояния могут быть крайне устойчивыми и криминогенными.

Молодая женщина была напугана угрозами соперницы облить ее серной кислотой; особенно ее страшила возможность потерять зрение. Однажды утром, услышав стук в дверь и открыв ее, она вдруг почув­ствовала на своем лице что-то мокрое. Женщина с ужасом подумала, что ее облили серной кислотой, и у нее внезапно возникла слепота. На самом же деле на лицо женщины упал лишь чистый снег, скопивший­ся над дверью и обвалившийся при ее открывании. Но упал он на психически подготовленную почву.

Кроме вышеуказанных существуют и другие разновидности навязчивых состояний, вызывающие неадекватность поведения. Так, при навязчивой боязни неудачи человек оказывается неспо­собным совершить те или иные действия (по этой схеме разви­ваются некоторые формы заикания, полового бессилия и т. п.).

При неврозах ожидания опасности человек, переживший ис­пуг в определенной ситуации, начинает панически бояться всех аналогичных ситуаций.

Существуют и невротические сценарии прошлого, при которых остро переживаются давно прошедшие события.

Психопатия

Психопатия — врожденная или развившаяся в ранние годы ано­малия личности.

Поведение личности модифицируется в зависимости от фор­ мы психопатии, приобретая аномальную реактивность на отдельные группы раздражителей. В развитии и течении психопа­тии различаются стадии обострения психопатических черт, фазы декомпенсации.

Психопатический склад личности возникает на основе взаи­модействия врожденной или рано приобретенной биологичес­кой неполноценности нервной системы с остро негативными условиями внешней среды. Ведущим фактором психопатизации личности в одних случаях являются врожденные конституцио­нальные особенности (так называемая ядерная психопатия), в других—психогенное воздействие окружающей среды (так на­зываемое патохарактерологическое развитие индивида). Харак­терологической особенностью психопатизированной личности является дисгармоничность ее эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности интеллекта. Психопатические особенности личности затрудняют ее социальную адаптацию, а при психотравмирующих обстоятельствах ведут к дезадаптивным поведенческим актам.

Психопатам не присущи необратимые дефекты личности. При благоприятных средовых условиях их психические анома­лии сглаживаются. Однако во всех психически трудных для них условиях неизбежна реакция срыва, поведенческая дезадапта­ция. (Среди лиц, совершающих насильственные преступления, психопаты занимают ведущее место.)

Для психопатов характерна незрелость психики, проявляю­щаяся в повышенной внушаемости, склонности к преувеличе­ниям, необоснованной мнительности.

Классификация психопатий обширна. Мы выделяем пять их разновидностей: астеническую, возбудимую (взрывную), исте­рическую, паранойяльную и шизоидную психопатию.

Психастенические психопаты отличаются повышенным уров­нем тревожности, боязливостью, неуверенностью в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмирующим обсто­ятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях. Их интеллектуальные построения, жизненные пла­ны оторваны от реальных условий жизни, они склонны к болез­ненному мудрствованию («интеллектуальной жвачке»), застойно­му самокопанию («любят пилить опилки»), навязчивым идеям.

Для психастеников характерны функциональный перевес второй сигнальной системы и слабость подкорковых систем, что проявляется в общей энергетической ослабленности их выс­ шей нервной деятельности, в слабости наиболее хрупкого тормозного процесса. Их мотивационная сфера характеризуется застойными, навязчивыми побуждениями.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышен­ной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоя­нии психического напряжения, взрывной эмоциональной реак­тивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости. Для них характерны повышенная требовательность к окружающим, крайний эгоизм и себялюбие, недоверчивость и подозритель­ность. Они часто впадают в состояние дисфории — злобной тоски. Они упрямы, неуживчивы, конфликтны, мелочно при­дирчивы и властны. В общении грубы, а в гневе — крайне агрес­сивны, способны наносить жестокие побои, не останавливают­ся даже перед убийством. Их аффективное поведение происхо­дит на фоне суженного сознания. В некоторых случаях злобность и эксплозивность (взрывчатость) смещаются в сторону застойных влечений (пьянство, бродяжничество, азартные игры, сексуальные излишества и извращения).

Истерические психопаты отличаются главным образом жаж­дой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации своего превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности.

Их тяга к преувеличениям часто граничит с лживостью, а восторги и огорчения проявляются бурно и экспрессивно (теат­ральные жесты, заламывание рук, рыдания и громкий продол­жительный смех, восторженные объятия и обиды «на всю жизнь»). Стратегия их жизни — быть в центре внимания любыми средствами: безудержным фантазированием, постоянной ложью (патологические лгуны и мифоманы). В погоне за признанием они не останавливаются даже перед самооговором.

Психика этих людей незрела, инфантильна. В нейрофизиоло­гическом плане у них преобладает первая сигнальная система, деятельность правого полушария. Их непосредственные впечат­ления настолько ярки, что подавляют критичность мышления.

Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышен­ ной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением, эгоцентризмом, подозрительнос­ тью в отношении других людей. Низкая пластичность психики Делает их поведение конфликтным, они постоянно в борьбе с мнимыми врагами. Основная их направленность — «изобретательство» и «реформаторство». Непризнание их заслуг приводит к постоянным столкновениям со средой, к сутяжничеству, ано­нимным доносам и т. п.

Шизоидные психопаты — высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспо­тичны, склонны к резонерству, педантичны и аутичны (отчуж­денны). Психомоторика дефектна — неуклюжа. Резко нарушена социальная идентифицированность — враждебность к социаль­ному окружению. У психопатов шизоидного типа отсутствует эмоциональный резонанс к переживаниям других людей. Их социальные контакты затруднены. Они холодны, жестоки и бесцеремонны; их внутренние побуждения малопонятны и не­редко обусловлены сверхценными для них ориентациями.

Психопатические индивиды крайне чувствительны к отдель­ным психотравмирующим воздействиям, они обидчивы и подо­зрительны. Их настроение подвержено периодическим рас­ стройствам — дисфории. Приливы злобной тоски, страха, по­давленности вызывают у них повышенную придирчивость к окружающим.

Психопаты возбудимого и истерического типов склонны к половым извращениям — гомосексуализму (влечение к лицам своего пола), геронтофилии (влечение к лицам старческого воз­раста), педофилии (половое влечение к детям).

Возможны и иные поведенческие извращения эротического характера: скопофилия (тайное подглядывание за интимными актами других людей), эротический фетишизм (перенос эроти­ческих чувств на вещи), трансвестизм (испытывание полового удовлетворения при переодевании в одежду противоположного пола), эксгибиционизм (половое удовлетворение при обнаже­ нии своего тела в присутствии лиц другого пола), садизм (эро­тический тиранизм), мазохизм (аутосадизм).

С краевыми психопатиями (не достигшими уровня психи­ ческого заболевания) граничат и акцентуации характера.

Умственная отсталость

Термины «умственная отсталость» и «задержка психического развития» — синонимы. И поскольку умственные процессы не­разрывно связаны со всеми психическими процессами и лично­стными образованиями, более корректно пользоваться терми­ном «задержка психического развития».

Каждому возрастному периоду соответствует определенная мера развития познавательных, эмоциональных и волевых про­цессов, система потребностей и мотивов поведения, т. е. мини­мум базовых структур психики.

На показателях психического развития основана возрастная периодизация: дошкольный возраст — от 4 до 7 лет; младший школьный возраст — от 7 до 12 лет; средний школьный возраст — от 12 до 15 лет; старший школьный возраст — от 15 до 18 лет.

Психическое развитие индивида происходит неравномерно: формирование отдельных психических свойств может быть опе­режающим или замедленным. Границы между уровнями психи­ческого развития по годам жизни не абсолютны (нельзя точно определить критерии психического развития по годам жизни).

Но в каждой возрастной стадии выделяется определенная совокупность признаков нормального психического развития.

В экспертном исследовании можно установить тот возрастной период, которому соответствует психическое развитие обследу­емого индивида.

Показатели задержки психического развития: некритичность мышления, необдуманность действий, недоучет объективных условий деятельности, повышенная отвлекаемость на случай­ные раздражители. Отдельные внешне привлекательные объек­ты для умственно отсталых подростков служат спонтанным по­будителем к действию, индивид подчинен ситуативному «полю» — полезависим.

Критерием задержки психического развития считается крайне низкий коэффициент интеллектуального развития — IQ. При­няты следующие показатели IQ для оценки умственной отста­лости:

  • легкая — IQ = 50—70;
  • средней тяжести — IQ = 35—50;
  • резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ = 20.

(При высшей умственной одаренности IQ = 180.)

К пограничным психическим состояниям (непатологичес­ким психическим аномалиям) относится лишь легкая степень слабоумия — дебильность. Дебилы способны к обучению и овла­дению простейшими трудовыми навыками. Их поведение во многих случаях адекватно ситуационным условиям, что может маскировать слабость мышления.

Однако все дебилы (как апатичные, так и возбудимые) отли­ чаются дефектами психической саморегуляции (низкий уровень самообладания, неспособность подавлять свои влечения, им­ пульсивность поведения, высокая внушаемость, разорванность мотивов и средств действия).

Различаются три степени дебильности: резко выраженная, средняя и легкая. Легкая дебильность — нижняя граница нор­ мального интеллекта.

К психическим аномалиям можно отнести и крайне низкий уровень сознания индивида, его категориально-ценностную ог­раниченность. Все психические аномалии связаны с определен­ной степенью сужения сознания, повышением регуляционной роли подсознательных и бессознательных механизмов.

Агрессивное состояние

К психическим аномалиям следует отнести и повышенную устойчивую агрессивность. Агрессивность — стремление индиви­да нанести другим людям физический или нсихотравмирующий вред, ущерб.

Агрессия может быть фрустрационной (агрессивность против тех, кто препятствует достижению значимых целей), импульсив­но-аффективной. Она может быть также умышленной и инстру­ментальной (когда агрессия используется лишь как средство достижения цели).

Агрессивность как устойчивая черта формируется в небла­гоприятных условиях психического развития личности, являет­ся показателем несформированности у нее социальной иденти­фикации.

Чем ниже уровень социализированно, тем выше уровень агрессивности индивида. Можно сказать, что степень агрессив­ности индивида — показатель уровня его десоциализированности.

Агрессивность индивида связана с дефектами социализации, негативным влиянием массовой культуры, дефектами в психи­ческой саморегуляции индивида. Существенную роль здесь иг­рают и генетические аномалии, особенности эндокринно-гуморальной организации индивида (норадреналиновый тип, лиш­няя Х-хромосома в генетической структуре).

Агрессивность имеет комплексную многофакторную обус­ловленность. Кроме некоторых биологических предпосылок в ее формировании существенно научение агрессии, «агрессив­ный тренинг».

Как проявление дефекта психической саморегуляции агрес­сивность связана со слабостью у индивида антистрессовой за­ щиты, повышенным уровнем тревожности. В формировании агрессивных типов отмечается их ранняя эмоциональная депривация (недостаточность положительных эмоций в раннем дет­стве), жестокость обращения, суровое отношение родителей и ближайшего окружения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)