Подведомственность и подсудность

С точки зрения подведомственности споров рассматриваемой категории необходимо учитывать субъектный состав спорных правоотношений.

Так, статья 33 АПК РФ указывает ряд случаев, когда дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из-за которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (специальная подведомственность).

К таким случаям закон относит дела по спорам об отказе или уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Федеральный закон предусматривает, что правом на обжалование ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления обладают также:

  • прокурор – если оспариваемый акт затрагивает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52 АПК РФ);
  • граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”);
  • антимонопольные органы обращаются с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации (п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”);
  • налоговые органы с требованиями о признании регистрации предприятия недействительной – если нарушается установленный порядок создания предприятия или учредительные документы не соответствуют требованиям законодательства (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”);
  • органы исполнительной власти по рынку ценных бумаг – если они выступают в защиту государственных и общественных интересов и охраняемых законом интересов инвесторов (ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ “О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг”).

Во всех иных случаях споры об обжаловании ненормативных правовых актов организациями, не являющимися юридическими лицами, должностными лицами и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. При возникновении подобного спора заявителям следует обращаться в суд общей юрисдикции.

В случае если в арбитражный суд поступило заявление, не соответствующее указанным выше критериям, такое дело подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

По вопросам подсудности заявитель должен учитывать, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются ВАС РФ как судом первой инстанции.

По делам данной категории возможна также передача дела из одного арбитражного суда в другой, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (п. 2 ч. 2 ст. 39 АПК РФ).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)