Подведомственность и подсудность административных дел об оспаривании нормативно-правовых актов
Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов отнесены КАС РФ к подведомственности Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции (ст. 1, ст. 17). Компетенцию Суда по интеллектуальным правам как суда первой инстанции по разрешению дел об оспаривании нормативно-правовых актов.
К компетенции Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, Суда по интеллектуальным правам отнесены дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона по основаниям их противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (например, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам).
При этом вышеуказанные суды не рассматривают дела об оспаривании:
- решений межгосударственных органов на предмет их соответствия международным договорам Российской Федерации (например, решений Евразийской экономической комиссии или их отдельных положений по основаниям противоречия Договору о Евразийском экономическом союзе и (или) международным договорам в рамках Союза);
- актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации по основаниям их противоречия федеральным законам в случаях, когда проверка соответствия указанных нормативных правовых актов федеральному закону невозможна без установления их соответствия Конституции Российской Федерации;
- конституций и уставов субъектов Российской Федерации, поскольку проверка соответствия учредительного акта субъекта Российской Федерации федеральному закону сопряжена с установлением его соответствия нормам Конституции Российской Федерации;
- законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной властиРоссийской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации (п. 4 ПП ВС РФ от 25.12.2018 г. № 50).
При наличии в субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, поскольку в указанном случае в соответствии с частями 1, 3 ст. 27 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и на основании законодательства субъекта Российской Федерации рассмотрение этих дел отнесено к компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (ст. 17, ч. 5 ст. 208 КАС РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований.
Все дела об оспаривании нормативно-правовых актов, отнесенные законодателем к компетенции Суда по интеллектуальным правам, подсудны этому суду (ч. 4 ст. 34 АПК РФ).
- Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций по правилам КАС РФ
- Особенности производства по административным делам об административном надзоре за лицами
- Особенности производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию
- Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
- Процессуальные сроки в делах об административных правонарушениях
- Рассмотрение дела об административном правонарушении
- Возбуждение дела об административном правонарушении
- Предпосылки права на предъявление в суд административного иска
- Особенности производства по административным делам
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу