Перинатальная психология, психопатология и психотерапия

Охрана здоровья населения — важнейшая государственная задачи. Значительно легче предупредить развитие заболеваний, чем лечить их. Причем начинать эту работу необходимо как можно раньше. Уже на ранних этапах онтогенеза человека важно обеспечить благоприятные условия его развития, в том числе и психического.

На Коллегии Минздрава России 15 мая 2001 г. обсуждались проблемы ухудшающегося психического здоровья детей. При этом особо была выделена проблема психических нарушений у детей раннего возраста. В течение 20 лет в различных регионах России (Москва, Волгоградская, Владимирская области и др.) проводился мониторинг психического здоровья детей. Результаты показали, что если в начале 1980-х гг. на 100 малышей до 3 лет приходилось 9 с психическими нарушениями, а 30 составляли группу риска, то к концу 1990-х гг. эти группы соответственно выросли до 16 и 35. Известно, что 35-40% детей-инвалидов стали инвалидами вследствие перинатальных поражений нервной системы. Эти факты послужили одной из важнейших причин того, что 12 февраля 2002 г. Министерство здравоохранения РФ дало указание № 202-У о создании Координационного совета Минздрава России по оказанию медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях детства и родовспоможения. Цели Координационного совета — развитие медико-психологической службы в этих учреждениях и внедрение в их работу современных технологий клинической (медицинской) психологии и психотерапии.

Все это делает особо актуальным сравнительно новое научно-практическое направление — перинатологию (греч. peri — приставка, означающая расположение около, вокруг; лат. natus — рождение). Традиционно в медицине принято считать, что собственно перинатальный период продолжается с 28-й недели внутриутробной жизни человека по 7-е сутки жизни после рождения. Однако Г. Д. Крайг (G. J. Craig) определяет перинатологию как раздел медицины, изучающий здоровье, болезни и методы лечения детей во временной перспективе, включающей зачатие, пренатальный (внутриутробный) период, роды и первые месяцы постиатального (послеродового) периода (2000).

Он подчеркивает, что эта «новая ветвь медицины» рассматривает рождение ребенка не как отдельное событие, представленное точкой на оси времени, а как длительный процесс, начинающийся с зачатия и охватывающий весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения. Очень важный раздел перинатологии — перинатальная психология, знание которой необходимо любому психологу.

Перинатальная психология — это область психологической науки, изучающая обусловленные взаимодействием с матерью закономерности психологического и психического развития на самых ранних этапах онтогенеза человека от зачатия до первых месяцев жизни после рождения.

Длительность постнатального периода, включаемого в сферу интересов перинатологов, разными авторами оценивается по-разному. Но если считать основными особенностями перинатального периода симбиотическую связь матери с ребенком, неспособность ребенка выделять себя из окружающего мира, т. е. отсутствие четких телесных и душевных границ, несамостоятельность его психики, то признаками его завершения можно считать проявления самосознания, возникающие примерно к концу 2-го года жизни. Психологу очень важно знать закономерности развития ребенка на разных этапах онтогенеза, а также факторы, способствующие или препятствующие развитию здорового ребенка на ранних этапах онтогенеза (с зачатия до 3 лет).

В настоящее время в перинатальной психологии широкое распространение получил диадический подход. Согласно этому подходу, мать и младенец рассматриваются как составляющие одной системы. Именно в рамках этой системы ее элементы взаимно развиваются и приобретают статус матери или ребенка. Благоприятное развитие этой системы — залог здоровья и ребенка, и его матери. Психическое развитие ребенка, формирование его личности во многом связаны с успешностью развития раннего диалога между младенцем и матерью. В процессе диалога, осуществляемого посредством невербального общения и при помощи так называемого проторазговора, устанавливаются экспрессивно-эмоциональные коммуникации, идет становление типа семейного воспитания. При этом состояние здоровья матери и состояние здоровья ребенка взаимозависимы. В связи с этим здоровье беременной женщины, роженицы, кормящей матери также должно быть предметом внимания перинатальной психологии.

Возникающие в результате зачатия диады «беременная—плод», а затем «мать – дитя» являются подсистемами семьи; при этом и семья, и подсистемы взаимно влияют друг на друга.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)