Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых

Не существует единого мнения, специалисты какого профи­ля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает В. Исаенко,  прийти к наиболее полному вы­воду о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов. Когда они дают свое заключение раздельно, то неизбежно возникает необходимость проведения дополнитель­ной итоговой экспертизы. В. Исаенко приводит в качестве при­мера случай Карамышева, убийцы и грабителя, которого психо­логи признали соответствующим 10—13-летнему психическому развитию и не могущим осознавать свое поведение, а психиатры — вменяемым, а комплексная экспертиза определила его развитие как соответствующее возрасту 14—16 лет.

В одних регионах превалирует мнение о ведущей роли пси­хиатров в данном виде экспертиз, в других устоялась точка зре­ния, что участие в экспертизе психологов и психиатров равнозначно. По мнению В. Исаенко, в таких экспертизах ведущая роль должна принадлежать психологам. У психологов и психи­атров при комплексной экспертизе зачастую нет единых подхо­дов к оценке психического состояния несовершеннолетнего, от­сюда и разные выводы. Еще не выработаны четкие критерии определения соответствия психологического развития несовер­шеннолетних их возрасту.

Психологи не всегда указывают, ка­кому возрасту соответствует уровень развития испытуемого при установленном факте его отставания. Кроме того, в своем за­ключении они не используют термины «вменяем» или «невме­няем», а дают следователю лишь формулу, что конечно же у правоприменителей вызывает определенные затруднения.

Осознание несовершеннолетним своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собствен­ного поведения, целей совершаемых действий, предвидение прямых и косвенных последствий, оценку собственного поведе­ния с точки зрения действующих в обществе социальных норм, в первую очередь права и морали. Способность его руководить своими действиями состоит из возможности свободно выбирать цели действий и способы, с помощью которых они достигаются. Это приобретается несовершеннолетним в процессе достижения интеллектуального развития, зрелости личности и является од­новременно показателем состояния психического развития. Судебно-психологическая экспертиза помогает вскрыть возрастную симуляцию со стороны несовершеннолетнего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)