Особенности развития государства и права Китая

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп смены царствующих династий, периодов политической раздробленности и восстановления государственного единства страны; крестьянские восстания сменялись монгольским, позже маньчжурским завоеваниями, затем началось проникновение в страну европейцев. С III–VI вв. в Китае происходили значительные изменения в этническом составе населения, что было связано с проникновением в страну племен и народов из центральных районов Азии. Формирование китайского народа завершается в ранний период второго тысячелетия нашей эры.

История государства и права средневекового Китая не имеет более или менее четкой периодизации, выделяются лишь правления отдельных династий. Считается, что переход к Средневековью в Китае имел место в период существования империи Хань (II в. до н. э. – III в. н. э.). Начало Средневековья и феодализма в Китае связывают с падением Ханьской империи в III в. или относят к более позднему времени. Но лишь после ликвидации монгольского господства в XV в. при правлении Минской династии укрепляются хозяйственная и политическая системы, отвечавшие «традиционным китайским представлениям об идеальной государственности».

Складываются два основных вида земельных владений – государственные и частные. К государственным относились удельные (принадлежавшие правящей династии), войсковые (дававшиеся офицерам и солдатам на время службы), храмовые и др. земли. К частным относились земли феодалов. Они, как правило, сдавались в аренду крестьянам, которые фактически (за долги, из-за невозможности разорвать родовые связи, в силу культа предков) прикреплялись к земле.

Часть земель, считавшихся государственной собственностью, передавалась крестьянам, платившим за пользование землей частью урожая. Разорение крестьянства вело к тому, что оно попадало в долговую кабалу, зачастую переходившую от отца к сыну.

Система надельного землепользования со временем пришла в упадок ввиду уменьшения массива казенных земель, в связи со «злом скопления земель» и массовым обезземеливанием крестьян. Разрастаются крупное землевладение и слой крестьянства, находящийся в разной степени зависимости от крупных землевладельцев. Но и значительно позже, при династии Мин (XIV в.), государство стремилось поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

Выделяя вопросы истории государства и права, следует отметить, что после падения Циньской империи во II в. до н. э. в Китае утверждались принципы государственности, содержавшиеся в конфуцианском учении. Но сохранились и основы военно-бюрократической системы, сложившиеся в Циньской империи. Новый государственный строй в своих исходных началах представлял компромисс того и другого. Государственный строй средневекового Китая в период централизации государственной власти имел немало общего с восточной деспотией.

Главой государства являлся император – богдыхан. По древней китайской традиции власть богдыхана обожествлялась. Он считался сыном неба (Бога), и вся Поднебесная принадлежала ему. Каждый его шаг сопровождался детально разработанным ритуалом.

Власть богдыхана была абсолютной и осуществлялась через многочисленный, бюрократически организованный чиновничий и военный аппарат. Он возглавлялся государственным советом, игравшим совещательную роль при императоре, и государственной канцелярией, руководившей деятельностью чиновников. Помимо них существовало три палаты – административная, императорских законов, правительственных указов и шесть министерств – императорского ритуала, финансов, чинов, общественных работ, уголовных дел и военных дел. Для наблюдения за чиновничьим аппаратом, разбросанным по территории обширной страны, был создан особый орган – цензорат, осуществлявший надзор за деятельностью местной администрации. Все чиновники делились на 9 рангов и 33 разряда. Прохождение службы, условия службы, повышение по службе и т. п. были строго регламентированы.

Специфическая черта государственного управления и сословного деления общества в Китае состояла в выделении и привилегированном, особо почитаемом положении особой социальной группы населения (шеньши) – служилой аристократии, формировавшейся на основе сдачи экзаменов. Требовалось отличное знание конфуцианского учения, и на этой основе выявлялись личные способности кандидата. Конечно, успешная сдача экзаменов предполагала в течение ряда лет значительную затрату времени на подготовку к экзаменам, что не каждый мог себе позволить. Все же система сдачи экзаменов на право занимать государственные должности способствовала широкому обновлению чиновничества, тормозила его превращение в замкнутое сословие. В европейской литературе китайских чиновников именовали мандаринами (от санскр. «мантрин» – советник).

Шеньши делились на две группы. Первую составляли приближенные правителя и весь центральный бюрократический аппарат империи. Вторую – те шеньши, которые не наделялись должностями, но играли ведущую роль в управлении на местах, в общинном управлении. В Китае престиж и материальное положение человека во многом зависели от принадлежности к шеньши, от ранга и разряда чиновника, его положения в служебной иерархии.

Специфичным было и отношение в Китае к праву, закону. Например, в сознании китайцев сохранялось укрепившееся веками отношение к закону как к чему-то не очень хорошему. Считалось, что закон нарушает врожденное чувство справедливости, возбуждение судебного процесса накладывает дурной отпечаток на отношения между индивидами, а закон в силу своей абстрактности не может учесть разнообразия конкретных ситуаций, способен нарушить естественный ход событий. Потому не он, но народное понимание морали и общее чувство справедливости, выраженное в правилах приличия и манере поведения, оформившихся под влиянием конфуцианства, составляли главную опору китайского общества. Правитель и его окружение должны были показывать пример жизни «по правилам». Считалось, что управление при посредстве людей, а не при помощи абстрактных норм права, более соответствует естественному порядку.

Легистская концепция права и закона, близкая западной правовой теории, была в Китае кратковременным явлением. Насаждавшиеся в 1912–1949 гг. западными странами принципы законности и идеал правового государства не привились на китайской почве, они не имели корней в китайской цивилизации.

К концу XVIII в. обнаружился общий кризис китайской империи, отчетливо выявилась ее экономическая, политическая и военная отсталость, которой благоприятствовала политика изоляции страны.

Капиталистические державы с растущей жадностью стали поглядывать на обширный китайский рынок. В 1832 г. Англия, воспользовавшись ослаблением Китая, начала против него войну, получившую название «первой опиумной войны». Силы были неравными. С одной стороны – самая развитая капиталистическая держава мира, «царица морей», имевшая могущественный военно-морской флот, оснащенный по последнему слову техники. С другой стороны – отсталый феодальный Китай, армия которого была вооружена кремневыми ружьями (а порой и луками) и пушками, не имевшими прицельных приспособлений.

Китай потерпел поражение, и в 1842 г. ему был навязан неравноправный Нанкинский договор. По договору Китай предоставил Англии право беспрепятственной торговли опиумом, открыл для свободной торговли пять своих портов, выплатил огромную контрибуцию и передал Гонконг «в вечное владение». По дополнительному протоколу к Нанкинскому договору Англия добилась от Китая права экстерриториальности для иностранцев и права создавать в стране сеттльменты – территории, изъятые из юрисдикции местных властей и находившиеся под иностранным управлением, с иностранной полицией и судом. Наконец, для Англии в Китае вводился «режим наибольшего благоприятствования». Позже богдыхану пришлось подписать аналогичные договоры и с другими капиталистическими державами. Фактически Китай превратился в полуколониальную страну.

Ответом китайского народа был подъем национально-освободительного движения, вылившегося в восстание тайпинов (1850–1864 гг.). Восстание удалось подавить с помощью иностранного вмешательства. Но оно, как и восстание сипаев в Индии, открыло новую страницу в истории Китая, страницу борьбы китайского народа за свое национальное и социальное освобождение, за свержение феодальной монархии, уничтожение иностранного гнета, за ликвидацию господства собственных помещиков и капиталистов. Первая цель была достигнута в результате буржуазной революции 1911 г., вторая и третья – в результате народной революции 1919–1949 гг.

* * *

Также и в Японии закон и право долгое время порождали отрицательное к себе отношение категоричностью и ригоризмом своих предписаний. Подобно китайским «правилам» в Японии социальные нормы – «гири», исходившие из представлений о приличии и морали, заменяли право. Отношения между вассалами и сюзереном строились не на основе договора и права, а прежде всего на чувстве привязанности, верности, преданности, которые теряют смысл и значение при их рациональной интерпретации в правовых нормах.

Изучение истории государства и права стран Востока в Средние века позволяет выделить следующие характерные черты:

  •  происходит образование новых государств и правовых систем (Арабский халифат), либо сложившиеся государственно-правовые системы трансформируются под влиянием внешних факторов – завоеваний (Китай, Индия);
  • страны Востока в Средние века показывают богатое разнообразие ранних форм государственности, развивавшихся в иных цивилизационных условиях; наблюдается своеобразное отношение населения к закону и праву;
  • особо устойчивый характер общественных отношений, застойный тип преобразований не обнаруживает в движении государства и права стран Востока тех этапов, ступеней развития, которые мы наблюдаем на примере средневековой Франции.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)