Особенности направленности личности

Направленность личности — ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообразующее качество личности.
Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Различаются следующие особенности направленности личности:

  1. Социальная значимость отношений личности, уровень их общественной ценности — нравственность ее повседневного поведения, соответствие поведения личности прогрессивным социальным идеям, идейность личности.
  2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и определенность центральных стержневых интересов — целеустремленность личности.
  3. Степень устойчивости отношений — последовательность и принципиальность личности, цельность личности. 

Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность — это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и ценности определяют диапазон возможных вариантов ре­шений сложных жизненных проблем.
Социальная адаптация личности — это прежде всего ее при­общение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей существуют ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхценности. Свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство — вот далеко не полный перечень тех сверхценностей, которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.

Благодаря своей направленности люди способны преодоле­вать препятствия, проявлять усилия и идти своим курсом. Но этот курс всегда лежит в пределах определенных социальных отношений, социальных ценностей.

Итак, поведение личности определяется ее направленностью. Направленность личности — это ценностно-ориентационная категоризация ее сознания. Направленность личности опреде­ляет всю систему ее побуждений, ее стратегические и тактические цели, которые регулируют деятельность личности. Деятельность личности направляется этими целями. Но если цель — основание деятельности, то основание самой цели лежит вне деятельности — в системе человеческих потребностей.

Потребности личности

Предпосылкой, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей».

Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности, социальной общности к созданию и реализации условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:

  • условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные, или органические, потребности);
  • условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);
  • условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуали­зированных потребностей.

Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнедеятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность — испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека — его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные— текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.

По основным видам человеческой активности можно выделить потребности, связанные с:

  • трудом – потребности созидания;
  • развитием — потребность в игре, познании, научении, самореализации;
  • социальным общением, социальной идентификацией — нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.
Кроме того, большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называются биогенными. К ним относятся потребность в:

  • безопасности, самосохранении;
  • восстановлении энергии и двигательной активности;
  • подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности — научение и физическая игра);
  • продолжении рода.

Абрахам Харольд Маслоу (1908—1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности появляются лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценно­стями связаны потребности, различаются разные их уровни — высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности — это гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности.

Материальное потребление для социализированной личнос­ти является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животное действует лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечи­вать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, — признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от уровня жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.
В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей — «расползание» вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.
Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты — устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходимые поведенческие акты.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возника­ет с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.
Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения существуют или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность определяет весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потребности. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее детекторами и эффекторами.

Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организуют психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.

Мотивация поведения личности

Мотивация — обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих общую направленность активности организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.)
Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию, лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы — программы поведения — могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию — являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны со значимостью отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

«Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интересов. На земле инте­рес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние)и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов. Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим меха­низмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантильностью.

Характеристика личности включает в себя определение круга ее интересов. С интересами человека связаны его желания, страсти и влечения.

Желание — мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание — определенный этап вызревания потребности, соотнесе­ние ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы:

  • естественные и необходимые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.);
  • естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания);
  • желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень последней, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны — они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения.

Желание связано со стремлением — повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть — очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). «Полное отсутствие страстей, если такое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее. Действительно, страсти — это небесный огонь, оживляющий нравственный мир, страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа — благородством».

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов — влечение. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях.
Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере регулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. «Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход».

Влечения человека в отличие от инстинктов животных социально обусловлены. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированны его влечения. Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений. (Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания — способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснова­нием намерения является мотив.

Термин «мотив» в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив — понятийно оформленное, рассудочное побуждение к действию. (Мотивы следует отличать от мотивировки — оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.)

Деятельность человека может побуждаться несколькими мотивами — иерархией мотивов.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение — смысл.
Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение — изыскание новых, социально допустимых целей деятельности.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как «бессознательные мотивы»). Установка — состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Установка — константная основа поведения человека, нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения.

Различаются два вида установкиобщая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.

В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения; не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки.
Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.

Возникнув в рамках одной деятельности, установки переходят и в другие сферы деятельности, обусловливают взаимодействие субъектов со сходными объектами в широком спектре однотипных ситуаций.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения его сознательные компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные уста­новки.

Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе ценностную направленность личности.

Направленность личности в значительной мере определяет способности и характер.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)