Основы обучения технике двигательных действий
На протяжении всей жизни человек учится выполнять множество движений. Обучение и совершенствование любого движения представляет собой процесс овладения двигательным действием. В зависимости от решаемых задач, освоение конкретного действия может быть доведено до различной степени совершенства. Выделяют степени освоения действий как двигательные умения и двигательные навыки.
Осваивая новое двигательное действие, обучающийся думает о том, какое движение, когда и как следует выполнять. Мыслительный процесс протекает на основе знаний о двигательном действии и особенностях его выполнения. Используется приобретенный ранее двигательный опыт, учитывается текущее состояние физических возможностей. В таких условиях обучающийся в начале не может осуществить действие легко и слитно.
При каждом повторении вносятся изменения и уточнения, что дает возможность формировать эффективную систему движений и зафиксировать ее в памяти. Однако различные неблагоприятные факторы (утомление, эмоциональные сдвиги, перерывы в обучении и др.) могут разрушить освоенную систему движений, что характерно для рассматриваемой степени освоения двигательного действия.
Характерные признаки двигательного умения:
- управление движениями в целостном двигательном действии происходит под контролем сознания (неавтоматизированность);
- способ решения двигательной задачи нестабильный;
- относительная расчлененность двигательного действия.
Двигательные умения – это переходный уровень к навыку. Этот уровень не может миновать ни один обучающийся. Но нередко обучение движениям заканчивается двигательными умениями без последующего перехода их в навыки (освоение различных упражнений вспомогательного характера; упражнений, используемых для воспитания координационных способностей и др.). В тех случаях, когда необходимо достичь совершенной степени овладения двигательным действием, умения являются переходными стадиями двигательного навыка.
В результате многократного повторения двигательного действия отдельные движения воспроизводятся без изменений. Они становятся привычными, не требуют концентрации внимания, т.е. выполняются автоматически. В дальнейшем количество таких движений увеличивается, достигают необходимой точности и повторяются без изменений целые части осваиваемого действия и, наконец, вся система движений может выполняться автоматически.
При доведении двигательного действия до навыка оно становится устойчивым к неблагоприятным факторам, т.е. вырабатываются механизмы, позволяющие выполнять движения эффективно и при волнениях, сильных возбуждениях, психических сдвигах, в различных климатических условиях (дождь, ветер и др.) и т.д.
Характерные признаки двигательного навыка:
- автоматизированное выполнение двигательного действия (сознание контролирует не способ действия, а его цель и условия выполнения действия). Согласно концепции построения движения Н.А. Бернштейна определенные моменты непосредственного управления движениями и их координация передаются с вышележащих на нижележащие уровни ЦНС, где складываются двигательно-координационные автоматизмы. Отсюда не следует, что движение с появлением двигательного навыка становится бессознательным;
- высокая устойчивость двигательного действия;
- слитность движения;
- перераспределение роли анализаторов (повышается роль двигательного анализатора).
Процесс совершенствования двигательного навыка бесконечен. Его цель – научить человека свободно владеть навыком в любых условиях. Только в этом случае двигательный навык приобретает практическую ценность. Двигательное умение второго порядка – это умение применять навык в реальных условиях жизни. Такое умение возникает на основе сформированного двигательного навыка и сравнительно высокого уровня специальных знаний. По существу, именно двигательное умение второго порядка и является коечной целью обучения.
Характерные признаки двигательного умения второго порядка:
- отличается повышенной ролью пусковой функции сознания;
- движения осуществляются автоматизировано, но могут и подпадать под контролем сознания (если потребуется необходимость их коррекции в необычных условиях);
- двигательное умение второго порядка проявляется только в целостной двигательной деятельности.
Согласно концепции И.П. Павлова в процессе обучения движениям образуется динамический стереотип. Двигательный стереотип – это стойко закрепленная системность в протекании пусковых и регуляторных процессов в ЦНС. Стереопизация определенных сторон двигательной деятельности не означает, что двигательная деятельность становится строго стандартным и неизменным. Термин «динамический» отражает возможность подвижности, вариативности сложившегося двигательного навыка (сочетание характеристик техники: стабильность и вариативность). Сложившийся двигательный стереотип позволяет технически верно повторять действие, не отступая от заданных параметров в одних и тех же условиях и наряду с этим целесообразно изменять его в тех или иных моментах в зависимости от условий (бег по различной опоре).
- Передача информации в самоуправляемой системе
- Человек как самоуправляемая система
- Структура системы движения
- Управление двигательными действиями как системами движений
- Энергетические характеристики количественного описания и анализа двигательной деятельности
- Динамические характеристики количественного описания и анализа двигательной деятельности
- Кинематические характеристики количественного описания и анализа двигательной деятельности
- Биомеханические характеристики тела человека и его движений
- Биомеханические основы двигательной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу