Основы и сущность инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Можно выделить следующие наиболее характерные черты инновационного менеджмента:

  • инновационные процессы имеют вероятностный характер и по своей сути слабо детерминированы;
  • инновационные процессы носят творческий характер и требуют применения методов креативного менеджмента;
  • центральным субъектом инновационных систем является инноватор;
  • личность новатора или инновационного менеджера как субъектов инновационного менеджмента должна рассматриваться как сложная социальная система, требующая применения новейших социально-психологических, эвристических, дидактических методов воздействия;
  • для повышения результативности инновационной деятельности необходимо использовать гибкие, адаптивные, морально-этические и индивидуальные подходы.

Основная задача инновационного менеджмента – управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т. е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций. Кроме того, рекомендуется пользоваться официальными рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) – Руководства Фраскати «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок», которому также следует Постановление Госкомстата Р Ф от 20.06.95 N 63.

Обращаем внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

С целью сохранения конкурентоспособности и стабильного получения прибыли предприятие должно отслеживать и прогнозировать ситуацию на рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических прорывов, способных изменить в ту или иную сторону достигнутое на данный момент времени рыночное равновесие[1 – Исследование Института мировой экономики и международных отношений РАН с целью определить самый значимый вклад в XX в. для будущего человечества пришло к однозначному выводу: главное влияние на всю нашу жизнь, на развитие экономики в мире оказывает и еще долго будет оказывать создание национальных инновационных систем, которые оформились в последние десятилетия (НИС – элемент экономики, главная задача и свойство которого – генерировать постоянный поток нововведений на рынке).].

Последнее приобрело особое значение на современном этапе НТП, берущем начало во второй половине 70-х гг., и обусловлено:

  • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению НТП во всех сферах человеческой деятельности;
  • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники и технологии;
  • необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники и технологии;
  • повышением технического уровня производства;
  • необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
  • спецификой процесса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов);
  • увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
  • быстрым моральным старением техники и технологии;
  • объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т. д.

Приоритет в области решения вышеозначенных проблем принадлежит инновационному менеджменту.

НТП – взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействие науки, открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой – в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. На уровне коммерческих организации НТП реализуется в виде инноваций.

Новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере научной деятельности. Новшества могут оформляться в виде: патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.

Нововведение – процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня; это такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, население, общество и т. д.) новые относительно стабильные элементы (нововведения выступают как форма управляемого развития); это процесс доведения изобретения или открытия до стадии практического использования, когда оно начинает давать экономический эффект; это процесс, характеризующий переход системы из одного состояния в другое за счет введения отдельных новшеств.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Неправомерно в понятие «инновация» включать разработку инновации, ее создание, внедрение и диффузию. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу, результатом которого могут быть новшества или инновации.

Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Инновационная среда – сочетание внутренней и внешней сред участника инновационного процесса. Инновационная среда разделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя инновационная среда – дальнее (макросреда) и ближнее (микросреда) окружение, составляющее внешнюю среду любого участника инновационного процесса, оказывающее либо косвенное (макросреда) либо прямое (микросреда) влияние на условия инновационной деятельности и ее результат.

Компонентами внешней микросреды принято считать определенные стратегические зоны хозяйствования (СЗХ), бизнес-область, рынок новшеств, рынок чистой конкуренции нововведений (инноваций), рынок капитала (инновационных инвестиций), звенья административной системы, звенья инновационной инфраструктуры, обслуживающие инновационный процесс.

Выделяют также внутреннюю инновационную среду, под которой понимают внутрифирменные отношения, связи, образуемые состоянием элементов системы фирмы, влияющих на ее инновационную деятельность.

Знание внутренней инновационной среды дает возможность оценить инновационный потенциал фирмы. Знание внешней – инновационный климат. Знание среды в целом – инновационную позицию фирмы.

Основные элементы инновационной среды:

  • собственно инновации;
  • товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;
  • инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;
  • соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.

Особое внимание уделяется внутренней инновационной среде организации, в формировании которой все возрастающую роль, наряду с общепризнанным инструментом обеспечения конкурентоспособности, приобретает умение организовывать весь процесс получения знаний и трансформации этих знаний в продукт, имеющий спрос на рынке.

Теоретические основы

Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В 30-х гг. XX в. австрийский экономист Й. Шумпетер впервые использовал понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по К. Марксу), а внедрению новшеств в хозяйство государства.

В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

В работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер выделил две стороны хозяйственной жизни:

  • статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства – участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, так как ситуация понятна);
  • динамическую (инновационный кругооборот означает развитие – особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности, и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

Производить – значит, комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое – значит, создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

  • изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
  • изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
  • изменения вследствие использования нового сырья;
  • изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
  • изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

Основные подходы к инновационной деятельности

  • Системный подход – философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному. Системный подход – методология исследования объектов как систем. Система – целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство при взаимодействии с внешней средой и представляющей собой подсистему системы более высокого порядка. Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов. Системный анализ – анализ на основе всестороннего изучения с применением научных подходов ее свойств для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития.
  • Воспроизводственно-эволюционный подход как элемент бенчмаркинга ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшим по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Копирование у своих конкурентов новшеств из различных сфер деятельности, с одной стороны, более простой и менее капиталоемкий путь, а с другой – более рискованный (на каждое новшество конкурента лицензию не купишь) и менее долговечный (так как вы копируете, а не создаете вновь). На Западе это направление развития продукции и организации назвали бенчмаркингом.

В СССР этот метод назывался:

  • в планировании НИОКР – ориентацией на лучшие мировые образцы;
  • в стандартизации – опережающей стандартизацией;
  • в производстве – обмен передовым опытом;
  • в межличностных отношениях – социалистическим соревнованием;
  • в творчестве – плагиатом.

3. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности. В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. При применении предметного подхода к развитию систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем (поиск работы для имеющихся коллективов). При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей, от требования «выхода» системы, возможностей на ее «входе». При применении функционального подхода абстрагируются от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей.

4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: 1) повышение качества продукции в соответствии с нуждами потребителя; 2) экономия ресурса у потребителя за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, НТП, совершенствования системы менеджмента.

В условиях централизованно-плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие:

  • снижение себестоимости продукции;
  • повышение качества продукции, затраты у потребителя продукции не регламентировались и не управлялись.

5. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем: целевой, обеспечивающей, управляемой, управляющей. Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности применения по масштабу и по времени. Чем больше удельный вес обоснованных и количественно выраженных нормативов по менеджменту, тем выше будет его организованность, уровень автоматизации стратегического планирования и регулирования на всех уровнях управления. Нормирование – это процесс анализа использования оборотных средств, разработки, согласования и утверждения нормативов и норм расхода оборотных средств или других объектов.

6. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические, демографические, гендерные и др. аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

7. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:

  • между отдельными подсистемами и компонентами системы инновационного менеджмента;
  • между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и т. п.);
  • между уровнями управления по вертикали;
  • между субъектами управления по горизонтали.

8. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности, проводится ретроспективный анализ поведения аналогичных объектов (например, за 10 лет) и прогноз его развития (например, на 5 лет).

9. Процессный подход рассматривает функции менеджмента как взаимосвязанные. Процесс управления является цепью непрерывных взаимосвязанных действий по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации, регулированию.

10. Оптимизационный подход заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи инженерных расчетов, математических и статических методов, экспертных оценок, системы баллов и т. п.

11. Директивный подход заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах.

12. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук и построению и управлению фирмой.

13. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, возникшей в конкретное время.

14. Логический подход основан на отношении к логике как науке о мышлении, т. е. для применения логического подхода к выполнению почти любой работы необходимо руководствоваться принципами диалектической и формальной логики. К методологическим принципам диалектической логики относятся принцип объективности, принцип системности, принцип историзма. К методологическим принципам формальной логики относятся: принцип тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного обоснования.

15. Инновационный подход ориентирован на развитие экономики на основе активизации инновационной деятельности, т. е. на основе разработки и введения новшеств.

16. Сущность глобального подхода заключается в том, что при формулировании и решении большинства проблем обеспечения конкурентоспособности крупных объектов, точка обзора должна быть мысленно в глобальной системе, а не на уровне анализируемого объекта.

17. Виртуальный подход заключается в применении глобальной сети Интернет, сотовой связи и других средств связи с целью формирования виртуальных организационных структур, получения, обработки, передачи и использования информации для удовлетворения соответствующих потребностей.

18. Стандартизационный подход заключается в установлении стандартных, единых для какой-либо системы норм, правил, характеристик с целью обеспечения безопасности, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости.

19. Эксклюзивный подход заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на использование по своему усмотрению новшества или конкурентного преимущества в любой области деятельности.

20. Структурный подход – это определение значимости, приоритетов среди факторов, методов, инвестиций, проектов, принципов и других категорий в их совокупности (по одному направлению) с целью установления рационального отношения (структуры) и повышение обоснованности распределения соответствующих ресурсов.

21. Деловой подход является наиболее комплексным (после системного) и сложным, так как у каждого индивидуальное воспитание и образование. Выделяют объективные и субъективные факторы делового подхода.

Эти подходы не дублируют друг друга, но раскрывают разные аспекты менеджмента.

Методы инновационного менеджмента

Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие инновационного менеджмента от его традиционных видов. Целью развития любых инновационных систем разного уровня иерархии является создание инновационной базы для долгосрочного экономического роста и обеспечения конкурентных преимуществ высшего порядка. Исходя из теории конкуренции, именно инновационный потенциал развития науки и внедрения новой технологии создает конкурентные преимущества высшего порядка.

Под влиянием идей инновационного менеджмента перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения. Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций инновационного менеджмента. Так, резко повышается значение процессуальных и социально-психологических функций менеджмента, таких как, коммуникации, мотивация, процесс делегирования полномочий. Среди способов организации инновационных процессов преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и т. п.

Изменяются соотношения между различными видами контроля. Они все больше нацелены на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономические виды контроля. Особое значение приобретают коммуникации, связанные с контролем за ходом инновационных процессов. В них превалирует процессуальный характер и непрерывный процесс обмена информацией.

Особые изменения претерпевают функции и методы менеджмента в инновационном управлении персоналом. Разработка и внедрение новшеств, усложнение процессов, появление новых технологий требуют от работника соответствующей квалификации и особых профессиональных знаний и умений. В инновационных структурах происходит значительное повышение общего уровня образования работника. В инновационном менеджменте изменяется тип поведения работника, инновационного коллектива и самого инновационного предприятия в целом. Главным компонентом поведения становится не столько целеориентированное рациональное действие, сколько ценностно-ориентированное рациональное действие.

В инновационном менеджменте значительно видоизменяется состав, структура и содержание методов управления: большее место, чем в традиционном менеджменте, отводится анализу и прогнозу, количественным методам моделирования, социально-психологическим методам воздействия, обогащается содержание экономических и эвристических подходов, сужается круг возможностей для применения административных рычагов.

Перечень основных методов инновационного менеджмента

Для повышения эффективности инновационного менеджмента необходимо применять не только общеизвестные методы анализа, прогнозирования, оценки, оптимизации, планирования, организации процессов, учета, контроля и мотивации, но и специфические методы инновационного менеджмента.

Основные аналитические методы

1. Функционально-стоимостный анализ – это метод комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.

Метод ФСА разработан в США и впервые применен в 1947 г. в компании «Дженерал Электрик». Инженер Лоуренс Д. Майлс пришел к выводу, что снижение издержек производства надо начинать с анализа потребительских свойств изделия и технических функций составляющих его частей. В центр внимания ставился вопрос, насколько оправданы затраты с учетом полученных свойств товара, удовлетворяющих те или иные запросы и потребности. Для получения соответствующих свойств товара необходимы определенные затраты, поэтому важны пропорции между полезностью отдельных свойств и понесенными затратами. Не все свойства товара являются полезными и необходимыми для потребителя. В связи с этим нужно провести анализ, используя принцип Эйзенхауэра по схеме ABC. Необходимо выделить главные (А), второстепенные (В) и ненужные или излишние функции (С). Средства следует затрачивать на получение главных функций, в определенной мере – на второстепенные (В). Затрат на получение излишних функций нужно избегать.

Исключение излишних функций позволяет снизить затраты на производство продукции при одновременном сокращении или даже повышении качества. Объектами ФСА могут быть потребительских свойства изделия как в целом, так и его отдельных частей (узлов, групп деталей, отдельных деталей и т. п.). Только коллективное, всестороннее рассмотрение проблемы повышения качества при одновременном снижении себестоимости может гарантировать успех. К проведению ФСА могут привлекаться и консультанты со стороны: научные работники, преподаватели вузов и др.

Цель ФСА – снижение затрат на производство, проведение работ и оказание услуг при одновременном повышении или сохранении качества выполняемой работы. Работа по ФСА будет считаться выполненной при условии, если будет найден вариант изделия или процесса с низкой себестоимостью и высоким качеством.

2. SWOT-анализ. Его идея состоит в применение усилий для превращения внешних угроз в новые возможности и внутренних слабостей в силу и в развитии сильных сторон, конкурентных преимуществ фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

3. Факторный анализ – процедура установления силы влияния факторов на функцию и результативны признак (полезный эффект объекта, элементы совокупных затрат, производительность труда, фондоотдача и др.) с целью ранжирования факторов для разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функции.

Системный анализ, методы управления персоналом и т. п.

Методы выбора инновационной политики хозяйствующего субъекта

1. Метод написания сценариев. Сценарий инноваций – это упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой. Метод написания сценариев заключается в подборе коллектива людей по составлению сценария будущего развития процессов, выделяя потенциальные последствия, которые могут при этом возникнуть. Цель написания сценария – это осветить гипотетическую будущую ситуацию в инновациях.

Достоинства сценария: наиболее эффективный метод ослабления традиционного мышления; вынуждает специалиста погружаться в незнакомое будущее, а не только проецировать настоящее в будущее; вынуждает специалиста заниматься детализацией возможных процессов, что позволяет увидеть потенциал; важный прием изучения будущей ситуации.

2. Метод игр. Игра – вид моделирования процессов с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определенных правил. При проведении игры каждый участник должен играть, т. е. имитировать какую-то специфическую роль, отведенную ему сценарием. Для инновационных решений используются стратегические игры, в том числе деловые игры.

Стратегические игры – это конфликтные игры, в которых эффективность решения, принимаемого одним участником (т. е. элементом системы), зависит от образа действия других участников. Такая ситуация называется конфликтной, хотя не обязательно наличие антагонизма. Стратегия – это система поведения участников игры в той или иной конфликтной ситуации. Игры бывают парные и множественные (по числу игроков), бесконечные и конечные (при ограничении количества стратегий).

Деловые игры являются разновидностью стратегических игр. Деловая игра – это система управления, состоящая из подсистемы принимаемого решения (управляющая подсистема) и системы, в которой реализуется решение (управляемая подсистема). Между этими подсистемами возникает обратная связь. Деловая игра проводится в несколько этапов, после каждого из которых первоначальная ситуация под воздействием решений претерпевает изменения. Деловая игра включает в себя три элемента: участника, правила, информационную базу. Информационной базой деловой игры служат количественные показатели, соответствующие состояниям моделируемых процессов и характеристикам реальных объектов.

3. Метод Дельфи – это метод прогноза, при котором в процессе исследования исключается непосредственное общение между членами группы и проводится индивидуальный опрос экспертов с использованием анкет для выяснения их мнения относительно будущих гипотетических событий.

Основные особенности метода Дельфи: полный отказ от личных контактов между экспертами,; обеспечение экспертов необходимой информацией, включая и обмен между ними после каждого тура опроса; обеспечение анонимности, аргументации и критики оценок.

Цель метода Дельфи – это получение прогнозов или перечень потенциальных последствий решения какой-либо проблемы, обладающей гораздо большей степенью надежности, чем анализ, проведенный одним специалистом.

4. Имитация – создание модели реальной хозяйственной ситуаций и манипулирование этой моделью в целях получения выводов о действительном мире. Методы имитации базируются на принципах теории массового обслуживания, которая является одной из ветвей теории исследования операций. Исследование операций – это прикладная систематическая наука о путях и способах наиболее рациональной организации целенаправленной человеческой деятельности в различных областях практики. Сущность теории исследования операций можно определить просто – это точная количественная оценка соизмерения затрат (капитала, текущих издержек) и ожидаемых доходов (валового дохода, прибыли).

5. Метод Монте-Карло позволяет построить модель при минимуме данных, а также максимизировать значение данных, используемых в модели. Он может быть применен для решения почти всех задач при условии, что альтернативы могут быть выражены количественно. Построение модели начинается с определения функциональных зависимостей в реальной системе. После этого метод позволяет получить количественное решение, используя теорию вероятностей и таблицы случайных чисел.

Методы прогнозирования инноваций

Прогноз (греч. Prognosis – предвидение, предсказание) – основанное на реальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе какого-либо явления, события, показателя.

1. Экстраполяция (экстра + лат. Polire – делать глубоким, отделывать) представляет собой метод исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть.

2. Поисковые прогнозы – это прогнозы, отвечающие на вопрос типа «что было бы, если…?», которые можно объединить под одним названием «цепь предположений».

3. Нормативный прогноз означает, по существу, целевое предсказание. Например, реклама, цель которой заключается в том, чтобы вызвать интерес и побудить к действию. Целевые предсказания являются хорошим инструментом для разработчиков инновационной политики. Они могут быть: мерой, позволяющей сопоставить фактический прогресс в данной сфере с прогнозируемым прогрессом; основой для принятия решений по вопросам, не имеющим прямого отношения к самим предсказаниям.

4. Прогноз на основе анализа тенденций. Прогнозирование инноваций есть попытка определить ход событий в будущем, исходя из того, что случилось в прошлом. Это означает, что все методы прогнозирования основаны на анализе тенденций. По степеням надежности прогнозов, построенных на основе анализа тенденций, можно выделить пять типов. Иерархия этих типов, т. е. переход от низшего к высшему включает в себя: предположение, метафору или аналогию, квазимодель, эмпирическую модель, аналитическую модель.

5. Интуитивный прогноз представляет собой некий обобщенный образ, охватывающий многие взаимосвязанные аспекты любой сложной проблемы и формирующий нечто целое, значительно превосходящее сумму составляющих частей. В основе этого прогноза лежит интуиция, под которой понимается способность как бы внезапно находить правильное решение проблемы. Существует два метода интуитивного прогнозирования: высказывание о будущем какого-либо одного человека (пророка или провидца); высказывание о будущем, сделанное на основе опроса или коллективного суждения группы экспертов.

Методы поиска идеи инновации

В творческом процессе существует большое количество различных методов поиска новой идеи, а именно: метод проб и ошибок, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, метод фокальных объектов, синектика, стратегия семикратного поиска, теория решения изобретательских задач, метод направленного мышления, метод использования библиотеки эвристических приемов, метод десятичных матриц, метод системной эвристики, метод комплексного решения проблем, метод творческого инженерного конструирования, метод ступенчатого подхода к решению задачи, метод матриц открытия, интегральный метод «Метра» и др.

Для поиска финансовой идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы:

  1. Сущность метода проб и ошибок заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы.
  2. Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является проблемой.
  3. Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке возникшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложенной идеи.
  4. Морфологический (греч. Morphe – форма, внешний вид) анализ заключается в соединении в единую систему методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо функции данной инновации.
  5. Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса. Он называется фокальным объектом.
  6. Синектика (греч. синектика – «совмещение разнородных элементов») представляет собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.
  7. Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно по семи этапам: анализ проблемы; анализ характеристик имеющихся аналогов новых продуктов или операций; формулировка общей идеи; выбор основополагающих идей; контроль идеи; оценка выбора одной оптимальной идеи; превращение выбранной идеи в инновацию.
  8. Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ состоит из 9 этапов, каждый из которых содержит несколько последовательных шагов, регламентированных конкретными правилами и рекомендациями.

П. Друкер выделяет семь источников инновационных идей:

  • неожиданное событие для организации или отрасли – неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие;
  • неконгруэнтность – несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими представлениями о ней (какой она должна быть);
  • нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены);
  • внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
  • демографические изменения;
  • изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
  • новые знания (как научные, так и ненаучные).

По мнению П. Друкера, систематический инновационный процесс состоит в целенаправленном и организованном поиске изменений и в систематическом анализе этих изменений как источника социальных и экономических нововведений. Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли промышленности или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли). Последние три источники относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.

Приемы инновационного менеджмента

Прием инновационного менеджмента – способ воздействия управляющей подсистемы (субъект управления) на управляемую подсистему (объект управления), которая включает в себя инновации, инновационный процесс и отношение на рынке реализации инновации.

Приемы инновационного менеджмента имеют направления действия в области производства и продажи нововведения. Эти направления определяются структурой инновационного процесса. Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы:

  • приемы, воздействующие только на производство инновации. Имеют единственной целью создание нового продукта или новую операцию, технологию с высокими качественными параметрами. К ним относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации;
  • приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации. Вторая группа приемов охватывает инжиниринг, реинжиниринг, брэнд-стратегию инноваций;
  • приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации. В состав данной группы входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мерджер. Главная цель всех приемов этой группы – это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

Основные приемы в инновационном менеджменте:

1. Маркетинговый прием управления. Маркетинг – процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций (American Marketing Association, 1985 г.). Маркетинг инноваций – процесс, включающий в себя планирование производства инноваций, исследование рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения инноваций и развертывание служб сервиса.

2. Бенчмаркинг (англ. bench – место, marking – отметить) представляет собой способ изучения деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе. Метод benchmarking определяется также следующим образом: «Постоянный систематический поиск, внедрение лучшей практики, что ведет к улучшению производительности». Важно, что БМ осуществляется не один раз, а проводится на постоянной основе, так как это помогает не успокаиваться и оставаться на плаву.

Бенчмаркинг – это постоянный процесс непрерывного улучшения; определение областей, в которых улучшение принесет наиболее значимые результаты по ключевым вопросам бизнеса или отношениям с заказчиками; установление стандартов там, где накоплен и определен «наилучший» опыт; определение «лучших» компаний, придерживающихся этих стандартов; адаптация и применение полученных от таких подходов идей и опыта с целью приведения бизнеса в соответствие со стандартами и получение превосходства над ними; определение того, что, по мнению заказчика, отличает обычного от отличного поставщика.

3. Инжиниринг инноваций. Инжиниринг – означает инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов или крупных проектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ и услуг по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и диффузию определенной инновации. В этот комплекс работ и услуг входят: проведение предварительных исследований рынка и выбор перспективного сегмента рынка для нововведений; установление цели финансовых изменений на рынке и определение задач, встающих перед инновациями; ТЭО инновационного проекта; разработка рекомендаций по созданию нового продукта или операции; определение объема затрат всех видов ресурсов и численности работников, необходимых для создания проекта, а также сроков выполнения работ по проекту и экономической эффективности инновационного проекта в целом; оформление проекта в виде документа; консультации работников-исполнителей мероприятий по этому проекту.

4. Реинжиниринг инноваций. Реинжиниринг как прием инновационного менеджмента затрагивает инновационный процесс, направленный как на производство новых продуктов и операций, так и на их реализацию, продвижение, диффузию. Реинжиниринг инноваций представляет собой инженерно-консультационные услуги по перестройке предпринимательской деятельности на основе производства и реализации инноваций. Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразный улучшений, решающих современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис, темпы (американский ученый М. Хамлер, введший в научный оборот термин «реинжиниринг»).

5. Брэнд-стратегия инновации в широком понимании означает комплексную проработку имиджа хозяйствующего субъекта на основе продвижения его брэндов на рынке. В более упрощенном виде брэнд-стратегия фигурирует в отечественной экономической литературе как брэндинг, под которым авторы понимают только рыночный инструмент продвижения товаров.

В основе брэнд-стратегии лежит разработка и движение брэнда. Брэнд (англ. Brand – клеймо, фабричная марка) представляет собой совокупность материальных и нематериальных характеристик товара (услуги), которые соединенные воедино, формируют сознание потребителя и определяют место хозяйствующего субъекта на рынке.

Как прием менеджмента инноваций брэнд-стратегия означает управление процессом реализации на рынке новых продуктов и операций на основе продвижения брэндов инноваций. Брэнд инновации можно определить как систему характерных свойств новых продуктов и операций на основе продвижения брэндов инноваций.

6. Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации.

Он включает в себя два основных элемента: ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации; ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и диффузии инновации.

7. Фронтирование рынка, или фронтинг (англ. front – выходить на), – это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Фронтирование рынка связано с решением целого комплекса аналитических и операционных задач.

8. Мэрджер (лат. major – старший, большой, более поздний) означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействия конкурентной фирмы. Мэрджер проводит поглощающая компания в отношении приобретаемой фирмы.

Возможны три формы мэрджера: компания покупает имущество фирмы; компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы; компания покупает крупный пакет акции фирмы, дающий ей право на управление фирмой. Первые две формы мэрджера означают поглощение фирмы компанией. Третья форма – это слияние фирмы с компанией в новую компанию.

Типология инноваций

В экономике нет единого определения инновации: Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой общественный – технический – экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Особенности инновационных процессов обуславливаются преобладающим типом инноваций, образующих данные процессы. В свою очередь классификация инноваций позволяет реализующей их организации:

  • обеспечить проведение более точной идентификации каждой инновации, определение ее места среди других, а также возможностей и ограничений;
  • обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом инноваций и инновационной стратегией организации;
  • обеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;
  • разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации новшества и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;
  • выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

Виды и классификация инноваций

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Классификация инноваций:

– По типу инновации выделяют материально-технические и социальные.

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации и в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет высокой цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Инновации-процессы позволяют улучшить экономические показатели за счет:

  • совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции;
  • увеличения объема продаж вследствие эффективного использования имеющихся производственных мощностей;
  • возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т. е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая подвергается в процессе технологических исследований эволюционным или революционным преобразованиям.

Развитие каждой базовой технологии характеризуется, как правило, S-образной логической кривой (рис. 1.1). Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее совершенствование данной технологии становится экономически нецелесообразным.


Знание пределов используемой технологии позволяет избежать лишних затрат и своевременно подготовиться к новому технологическому решению. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв или сдвиг, который влечет за собой серьезную реорганизацию производства. Каждая организация разрабатывает собственную стратегию перехода к новой технологии.

Существует определенная закономерность в последовательности применения рассматриваемых типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем – технологические инновации, и завершающий цикл – модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.


Взаимосвязь продуктовых и технологических инноваций можно проследить по графикам И. Ансофф. Он выделяет три возможных уровня изменчивости технологии относительно ЖЦ спроса: стабильная, плодотворная и изменчивая технологии (рис. 1.2). Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего ЖЦ спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями, аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

Плодотворная технология тоже остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

Изменчивая технология предполагает появление в течение ЖЦ спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, поскольку сводит на нет все предшествующие инвестиции в научные исследования и разработки, научно-технический и производственный персонал, оборудование.

Опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение.

В настоящее время любая исторически стабильная отрасль способна мгновенно превратиться в изменчивую за счет диверсификации смежных технологий. Вероятность такого события на любом участке ЖЦ спроса повышает требования к принятию управленческого решения на основе реальной оценки последствий применения новой технологии.

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

  • они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;
  • они имеют большую сферу применения, так как реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;
  • их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;
  • при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;
  • они вызывают особую авторскую активность, так как разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

2. По инновационному потенциалу выделяют радикальные (базовые), улучшающие (модифицированные) и комбинаторные (использующие различные сочетания) инновации.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Улучшающие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера (например, разработка нового поколения товара). К таким относятся все значительные новинки, реакцию рынка на которые легко предвидеть. Отличие от радикальных (принципиально непредсказуемых) инноваций заключается в том, что разработка нового поколения того или иного товара (в том числе путем использования различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успехом.

– По принципу отношения к своему предшественнику инновации подразделяются на:

  • замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций);
  • отменяющие (исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен);
  • возвратные (подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);
  • открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);
  • открывающие и закрывающие технологии – рождающие и ликвидирующие отрасли промышленности;
  • ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

– По механизму осуществления выделяются: единичные, реализуемые на одном объекте, и диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации; завершенные и незавершенные инновации; успешные и неуспешные инновации.

Диффузия – это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

– По особенностям инновационного процесса выделяют инновации внутриорганизационные, когда разработчик, изготовитель, организатор инновации находятся в одной структуре, и межорганизационные, когда все эти роли распределены между организациями, специализирующимися на выполнении отдельных стадий процесса.

– В зависимости от источника инициативы или происхождения идеи нововведения подразделяются на авторские (собственные, самостоятельные) и заказные (переносные, заимствованные).

– По объему применения инновации бывают точечные, системные и стратегические.

Функции инноваций выражают внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений. Выделяют следующие три функции инноваций:

  1. Воспроизводственную, содержанием которой является получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов.
  2. Инвестиционную, содержанием которой является использование прибыли от инноваций для инвестирования.
  3. Стимулирующую, содержанием которой является побуждение предпринимателя к изучению спроса, применение более совершенных приемов управления, т. е. к внедрению новых инноваций.

Инновации являются одной из важнейших основ для создания конкурентного преимущества предприятия. Это конкурентное преимущество в значительной степени определяется степенью новизны инновации. Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов предлагаемой инновации. Абсолютная новизна фиксируется весьма редко, однако явление абсолютной новизны не является уникальным, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.1.

В обзоре консультационной компании Booz, Allen & Hamilton доказывается, что 90% всех новых товаров – это «хорошо забытое старое» (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Типы и значение инноваций

Большинство новинок – модификация уже выпускаемых компанией товаров: продукты совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынки. Только десятую часть всех новинок можно с полным правом назвать новшествами. Но не следует рассматривать усовершенствованные продукты как «низшую» форму инноваций. Она является главным средством сохранения «свежести» прекрасно зарекомендовавших себя торговых марок. Это позволяет производителям поддерживать на высоком уровне объем продаж и рентабельность товара. Усовершенствование изделия, снижение производственных издержек и репозиционирование способствуют доходности торговых марок, адаптации их к современным требованиям.

И еще один интересный вывод можно сделать, анализируя данные табл. 1.2. Из тех, 10% по-настоящему новых инноваций, только 2% приходится на долю новых продуктов. Наиболее успешные инновации представляют собой новые маркетинговые концепции.

1. Новые старые товары. Новые способы применения знакомых потребителям продуктов. Например, Arm&Hammer предложила новые способы использования пекарной соды: как дезодорирующее средство для домашних бытовых приборов. Препарат компании Merck, первоначально применявшийся в лечении язвенных болезней, стал назначаться больным, страдающим сердечной недостаточностью.

2. Новые рынки – это новые группы потребителей товара. Например, на протяжении десятилетий препарат «Lucozade» позиционировался как лекарственная добавка для пожилых и ослабленных пациентов. В 1990 г. он был успешно репозиционирован как укрепляющее средство для спортсменов.

3. Новые способы ведения коммерческой деятельности – это новаторские подходы к поставкам существующих товаров и обслуживанию потребителей. В современных условиях они являются одним из важнейших источником инноваций. Огромные возможности открывают создание новых каналов распределения и предложение новых способов обслуживания потребителей. Например, предложение компании Direct Line о прямом приеме взносов на страхование автомобилей привело к практически полному исчезновению с европейского рынка института страховых агентов-перестраховщиков, на которых приходилось до 40% всех платежей. Компания Dell применила аналогичный прием на американском рынке персональных компьютеров: когда покупатели устанавливают прямые контакты с поставщиком, исчезает необходимость в посредничестве дорогостоящей сети розничной торговли. Огромные инновационные возможности в коммерческой сфере предлагает Internet.

Технология как товар.

Рынок технологий сравнительно молод и принципиально отличается от всех других рынков. Даже беглый анализ показывает, что традиционные маркетинговые подходы на нем не работают. Причины этого в том, что технология как товар не имеет аналогов. С одной стороны, маркетинг технологий опирается на своего «старшего брата» – хорошо изученный маркетинг обычных товаров, так как, в конечном счете, технологии используются для товарного производства. С другой стороны, это совершенно самостоятельная дисциплина, пребывающая в стадии становления не только у нас, но и в развитых странах. Прежде всего, зададимся вопросом: кому может понадобиться маркетинг технологий?

Выделим четыре группы «нуждающихся»:

1. Владелец технологии. Маркетинг может понадобиться в двух случаях: если собственник хочет продать технологию или использовать ее в качестве нематериальных активов (для создания совместного предприятия, получения кредита и т. д.). Ключевой вопрос – цена технологии, а при продаже важно также определить наилучшего покупателя.

2. Разработчик технологии. Любая разработка требует затрат, порой значительных. Маркетинг должен дать ответ на вопрос: какие затраты допустимы, возможно, существующие решения дешевле. Второй, более существенный вопрос – примет ли рынок новую технологию, есть ли у нее коммерческие перспективы.

3. Инвестор, работающий с новыми технологиями. Инвестора в первую очередь интересует оценка коммерческой эффективности инноваций, а также оценка специфических рисков и программы их снижения.

4. Потребитель технологий. Потребителем технологий является промышленность. Маркетинг необходим для выбора оптимальной технологии. Вопрос не только в цене, но и в совместимости технологии с существующей производственной базой. Важно также определить: не является ли покупаемая технология тупиковым направлением. Такая ситуация грозит значительными рыночными потерями в будущем.

Любая технология уникальна, для этого товара не применимы традиционные маркетинговые схемы, как в силу особенностей самой интеллектуальной собственности, так и в силу особенностей рынка технологий. Эти особенности легко выявить, попытавшись использовать методологию маркетинга к этому специфическому товару. Не вдаваясь в подробности анализа, приведем лишь результат – отличия технологии (как товара) от обычных товаров:

  1. Потребителями технологий являются фирмы-производители, рациональные мотивы у них намного превосходят эмоциональные, следовательно, «продвижение товара на рынок» существенно дешевле. Впрочем, этой особенностью обладают все товары производственного назначения.
  2. Технология не является товаром массового спроса – продать ее можно максимум нескольким покупателям.
  3. Конкуренция технологий весьма специфична. С одной стороны, прямых конкурентов технология не имеет (если права ее обладателя каким-либо образом защищены) – нельзя изобрести колесо дважды. Кроме того, наличие патента устраняет конкуренцию на товарных рынках. С другой стороны, конкурирующие технологии, естественно, существуют, причем зачастую выявить их довольно сложно.
  4. Модифицируемость технологии весьма ограничена. Поэтому подходы, основанные на стремлении удовлетворить потребности некого усредненного покупателя, неприменимы. Усилия необходимо направлять на удовлетворение нужд конкретной производственной фирмы. Альтернативный вариант – среди потенциальных покупателей выбрать того, кто получит наибольшие выгоды от использования продаваемой технологии.
  5. Цена технологии зависит от покупателя. Эта особенность является уникальной и не наблюдается ни у каких других товаров. Причины такого положения в том, что материальная составляющая цены технологии существенно ниже, чем нематериальная, тогда как для обычных товаров ситуация прямо противоположная. Еще одна причина заключается в том, что продажная цена технологии является компенсацией за рыночные потери, связанные с появлением нового конкурента. Потери эти зависят от производственных и иных возможностей покупателя.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)