Основные формы безналичных расчетов в РФ

Вид расчетных документов и организация документооборота в банке, у плательщиков и получателей денег определяют следующие основные формы безналичных расчетов: платежные требования, платежные поручения, расчетные чеки и аккредитивы.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате определенной суммы через банк. Платежные требования наиболее целесообразны при расчетах за товары и услуги.

Различаются платежные требования с предварительным и последующим акцептом. Недостатками расчетов платежными требованиями являются длительный документооборот и возможность возникновения неплатежей из-за отсутствия средств у плательщика.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет получателя.

Наиболее широко платежные поручения используются в расчетах за закупаемую у колхозов и совхозов сельхозпродукцию, а также при предварительной оплате услуг и товаров, авансовых платежах, преобладающей части нетоварных платежей, например в бюджет.

Недостатком является то, что поставщики могут попадать в зависимость от покупателей, которые могут задержать выписку платежных поручений.

Расчетный чек – документ, содержащий поручение чекодателя банку о перечислении с его счета определенной суммы на счет чеко держателя. Расчетные чеки следует отличать от денежных чеков, по которым из банка выдаются наличные деньги: с них нельзя давать сдачу наличными деньгами.

Чеки используются в расчетах за товары, принятые по приемо-сдаточным документам, а так же за услуги транспорта. Это одна из гарантированных форм расчетов. Оплата чеков обеспечивается банковским кредитом или из специально созданного депозита.

Аккредитив – поручение банка покупателя банку поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитивы применяются в иногородних расчетах за товары, главным образом при разовых поставках. К недостаткам аккредитивной формы расчетов относится задержка грузооборота: отгрузка товара производится только после получения аккредитива.

Такие гарантированные формы расчетов как чеки и аккредитивы, выгодны поставщикам в расчетах с неаккуратными плательщиками или покупателями, платежеспособность которых им неизвестна.

Что касается плательщиков, то депонирование собственных средств для выставления аккредитива или покупки чековой книжки на отдельных счетах задерживает оборот денег и может привести к временным финансовым затруднениям.

Чтобы не допустить этого, целесообразно прибегать к получению краткосрочных кредитов на указанные цели.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)