Организация плановой работы, виды планов

Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел.

В его функции входят:

  • разработка структуры обязательных для предприятия планов и направление их для утверждения руководящим органам предприятия;
  • организация работы по составлению планов, вид которых утвержден руководством предприятия, подготовка материалов и исходных данных во всех отделах и службах предприятия, участвующих в плановой работе;
  • составление технико-экономических прогнозов по важнейшим направлениям деятельности предприятия;
  • разработка нормативных плановых документов (виды и структура планов) для структурных и функциональных подразделений предприятия;
  • согласование планов всех подразделений предприятия;
  • контроль за выполнением планов предприятия в целом и его отдельных структурных и функциональных подразделений.

В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования, себестоимости, цен экономического анализа; учета и статистики, нормативов и др.

Планово-экономический отдел взаимодействует с плановыми бюро структурных подразделений, а также с другими функциональными подразделениями предприятия: главной бухгалтерией, отделами главного конструктора, главного технолога, главного механика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и др., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия. Так, производственно-диспетчерский отдел на основе плановых заданий разрабатывает номенклатурные, производственные задания цехам и производственным участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий.

Отдел маркетинга занимается исследованием рынка, планированием основных товарных групп (линий), сбыта, продвижения и распределения продукции.

В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия.

Отдел сбыта планирует, конкретные направления сбыта продукции, а также новые формы обслуживания и торговли.

Финансовые службы занимаются планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия.

Отдел кадров ведет планирование использования трудовых ресурсов.

Производственно-технические службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование работы отдельных подразделений предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции.

На небольших предприятиях планово-экономический отдел может отсутствовать, тогда его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному ведению одного из заместителей директора.

Планирование классифицируется следующим образом:

  • по степени охвата;
  • по объекту планирования;
  • по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);
  • по охвату;
  • по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
  • по степени жесткости и гибкости.

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

  • объект планирования;
  • субъект планирования;
  • период планирования;
  • средства планирования;
  • методику планирования;
  • согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится.

Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

По срокам различают следующие виды планирования.

Перспективное планирование – основывается на прогнозировании, его иначе называют стратегическим планированием. При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

  • рыночные (определение рынка сбыта продукции);
  • производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);
  • финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);
  • социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Стратегическое планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет) или пятилетнее планирование. В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера, на сегодняшний день горизонт планирования в виду постоянно-меняющихся условий составляет для долгосрочного планирования 5 лет, среднесрочного 2-3 года.

Долгосрочный план имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана
конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т. п.

2. Текущее (годовое) планирование – разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные. Текущее планирование выражено в конкретных цифровых результатах.

Оно имеет дело с распределением ресурсов организации для достижения стратегических целей и обычно охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды. Текущие планы касаются
своевременных задач и целей, объема выпуска продукции, материально-технического снабжения, порядка использования оборудования.

3. Оперативно-производственное планирование – уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих.

Оперативно-производственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое и диспетчерование. Завершающим этапом заводского оперативно производственного планирования является сменно-суточное планирование.

В процессе оперативного планирования выполняются следующие плановые функции.

  • Определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями.
  • Осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснастки, необходимой для выполнения плана производства продукции.
  • Ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.

Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.

Оперативное планирование производства, как свидетельствует опыт, играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям.

В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)