Организационные формы инновационной деятельности

В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ (табл. 2.3).

К числу научных организаций относятся все организации (учреждения, предприятия), выполняющие исследования и разработки в качестве основной деятельности либо имеющие в своем составе подразделения, основной деятельностью которых является выполнение исследований и разработок, независимо от их принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности. С точки зрения их специализации могут быть выделены научные организации, ведущие исследования преимущественно в той или иной области знаний (общенаучного профиля) или отрасли экономики (отраслевого профиля) (табл. 2.4).

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.

Эволюция подходов к организации и управлению инновационной деятельностью в крупных промышленных компаниях

В 60-х гг. главная роль в реализации инновационной стратегии крупной промышленной корпорации отводилась хорошо оснащенному центральному научно-исследовательскому подразделению. Эта концепция получила название «инкубаторный синдром».

Практика показала, что наряду с такими преимуществами, как концентрация научно-технического потенциала организации, высокий уровень и хорошее финансовое обеспечение проводимых НИОКР, их тесная увязка со стратегическими целями организации, этому подходу присущ ряд недостатков: высокая стоимость проводимых исследований и разработок, малая гибкость при выборе основных направлений поиска, отсутствие предпринимательского духа и стимулов, характерных для малого бизнеса. Многие талантливые специалисты, идеи которых не вписывались в направление работ научно-исследовательского подразделения, стали покидать корпорации и учреждать собственные инновационные организации.

В 80-х гг. руководители многих промышленных корпораций пришли к выводу о необходимости, в дополнение к своим собственным усилиям в сфере научно-технического развития, иметь более тесные связи с самостоятельными инновационными организациями и по мере возможностей использовать результаты их деятельности. Такой подход получил название «концепция стратегических альянсов» и предполагает самые различные формы взаимовыгодного сотрудничества. Корпорация может выступать, например, как заказчик определенных НИОКР поискового или прикладного характера. Она может участвовать в венчурном финансировании интересующих ее проектов и таким образом получать необходимую информацию или право на использование новой технологии, может приобрести акции приглянувшейся инновационной организации на рынке ценных бумаг и в случае необходимости поглотить ее, став полноправным собственником перспективной разработки. В некоторых случаях крупные корпорации приобретают лицензии на право использования разработанной малыми инновационными организациями технологии и даже идут на создание совместных предприятий.

Полученная в результате самых разных «стратегических альянсов» научно-техническая и технологическая (лицензии, ноу-хау и пр.) информация широко применяется в основных научно-исследовательских подразделениях корпораций. Этот подход позволяет экономить значительные средства, которые иначе были бы затрачены на организацию НИОКР по широкому спектру различных направлений. В то же время он позволяет своевременно отслеживать новейшие идеи и разработки в сфере малого бизнеса с тем, чтобы вовремя осуществить необходимую перестройку и не отстать от основных конкурентов в освоении перспективных нововведений.

Формирование «стратегических альянсов» постепенно превратилось в универсальный инструмент научно-технического развития и продвижения на рынке. Крупные промышленные корпорации стали использовать этот подход не только для получения доступа к разработкам в сфере малого бизнеса, но и в отношениях между собой. Объединение усилий в разработке новой коммерческой продукции позволяет добиться экономии ресурсов.

В США широкое распространение в 80-х гг. получила такая форма кооперации промышленных корпораций, как создание научно-исследовательских консорциумов. Основной отличительной чертой этих консорциумов по сравнению с другими схожими формами кооперации является участие в них промышленных корпораций, непосредственно соперничающих между собой на рынке производимой продукции.

Поэтому деятельность таких консорциумов концентрируется на доконкурентных стадиях инновационного процесса с последующей передачей полученных результатов учредителям для дальнейшего самостоятельного использования. Тем самым уменьшаются расходы каждой отдельно взятой организации на получение необходимых технических и технологических знаний, обеспечивается определенное разделение инновационного риска, вырабатываются общие подходы к стандартизации новшеств, идет обмен информацией, не влияющей на продвижение конечной продукции на рынке.

Вместе с тем объединение усилий конкурирующих корпораций нередко порождает столкновение интересов внутри консорциума, что затрудняет его работу и ставит ряд специфических проблем управления (выделение на общие нужды необходимых финансовых ресурсов, привлечение квалифицированных специалистов, регулирование прав собственности на полученные результаты и пр.).

Создание «стратегических альянсов» и научно-исследовательских консорциумов является новым важным элементом стратегии в условиях рыночной экономики. Его роль будет возрастать в связи с ожидаемым обострением конкуренции на рынках наукоемкой продукции и их фактической глобализацией.

Развитие современного научно-технического прогресса в странах с развитой экономикой обусловлено размерами организации и эффективностью их инновационной деятельности.

Зарубежные экономисты отмечают следующее преимущество крупной организации в освоении новой продукции и технологии. В настоящее время ценные изобретения, а также создание опытных образцов на базе этого изобретения требуют колоссальных усилий многочисленных коллективов и крупной материально-технической базы для проведения исследований. Издержки на освоение инноваций неуклонно растут, и часто первоначальная стоимость инновационного проекта возрастает многократно, поэтому лишь обладающие значительными финансовыми ресурсами организации могут довести разработку крупных инноваций до конца. Концентрация усилий особенно важна, когда несколько идей должны быть соединены в одно жизнеспособное нововведение, или когда освоение новой продукции требует значительных средств для создания прогрессивной технологии, которая делает нововведение эффективным.

Другой особенностью и преимуществом научных исследований в крупных организациях являются многоцелевые исследования. Научные лаборатории в таких организациях имеют возможность объединить у себя ученых во многих отраслях знаний для того, чтобы предпринимаемая попытка решения многогранной проблемы не провалилась из-за недостатка знаний в каком-либо направлении науки.

Наличие специалистов во многих отраслях знаний позволяет при неэффективности одного направления перейти на другое, а также вести параллельную разработку нескольких нововведений, что дает возможность выбрать из ряда законченных наиболее удачное и своевременное для выхода на рынок.

Преимущество крупных организаций в ведении НИОКР заключается также в том, что они в состоянии объединить различные подходы и попытки решения основной задачи.

К развитию концентрации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок приводит стремление организации ослабить зависимость своих подразделений от успеха или неудачи отдельного нововведения.

Ведущая роль крупной организации в освоении новой продукции и технологии заключается и в том, что в современных условиях именно такая организация получает преимущества на решающей самой капиталоемкой стадии – в освоении инноваций и подготовке массового производства, когда зачастую необходимо вводить новые производственные мощности. Достижение постоянного успеха после появления инноваций на рынке и возмещение всех затрат на его освоение требуют длительного периода времени.

Сегодня, чтобы стать более конкурентоспособными, крупные организации проводят реструктуризацию, стремясь использовать эффекты малых организаций, а малые организации вступают в широкие альянсы, чтобы получить эффекты масштаба.

Основные организационные формы инновационной деятельности в крупномасштабном бизнесе:

1. Финансово-промышленные группы. Характерной тенденцией сегодня можно назвать появление высокоинтегрированных по вертикали и горизонтали структур, отличающихся максимально легким взаимным «переливом» технологий, квалифицированных кадров и капитала, способных развивать высокотехнологические производства при относительно небольших издержках.

ФПГ включает в себя организации различных отраслей промышленности, науки, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовые учреждения. В отличие от концерна, где организации находятся под единым финансовым контролем, а их независимость является делегированной и в любое время может быть ограничена и взята обратно головной организацией, в ФПГ предусматриваются разделение ответственности и равные права партнеров на основе централизованного управления. Головная организация ФПГ принимает на себя меньшее число управленческих функций, которые в большинстве случаев имеют сервисный характер. Такие взаимоотношения способствуют повышению гибкости в принятии решений и координации совместных усилий. В этом смысле ФПГ по организационному строению ближе к консорциуму.

Если консорциум представляет собой временную форму объединения организаций на паевой основе и на определенный срок для решения конкретных задач, то оргстроение ФПГ, основанное на перекрестном акционировании крупных производственных комплексов, имеет более устойчивый и долговременный характер. Это отличат ФПГ и от хозяйственных ассоциаций с их мягкими формами объединения усилий, финансов и ресурсов.

Преимущества ФПГ:

  • возможности финансирования НИОКР и ускоренного внедрения в производство полученных результатов;
  • экономия на издержках, эффект масштаба производства позволяют дифференцировать цены, снижать потери, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры;
  • выполнение совместных научно-технических и производственных программ, углубление специализации и развитие кооперационных связей, организация и координация совместной производственно-хозяйственной деятельности;
  • эффективное перераспределение инвестиционных ресурсов, концентрация их на наиболее рентабельных и окупаемых направлениях;
  •  осуществление долгосрочной стратегии развития.

2. Консорциумы. Важнейшая задача консорциума – поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства средств технологического оснащения и других видов продукции. В рамках такого объединения появляются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации таких проектов.

Система управления консорциума должна обеспечить:

  • усиление целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших результатов;
  • усиление роли подразделений, ориентированных на рынок;
  • конкурентоспособность консорциума на внешнем и внутреннем рынках, устойчивое финансовое положение;
  • определение эффективной стратегии деятельности консорциума;
  • проведение эффективной инвестиционной политики участниками консорциума.

Правовой основой деятельности консорциума являются отношения собственности, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных экономических проектов.

Планируемые в рамках консорциума разработка и реализация ряда крупных производственно-технических и экономических проектов связаны не просто с уточнением форм выполнения ряда управленческих и финансово-экономических функций подразделений и участников консорциума, а представляют собой попытку формирования новой модели управления консорциумом.

3. Глобальные корпорации. В середине 80-х гг. в США в связи с резким обострением конкуренции на мировых рынках ученые характеризовали глобальные корпорации как верное средство завоевания иностранных рынков. Само понятие «глобальная корпорация» трактуется весьма широко и противоречиво. Существуют следующие точки зрения на сущность и черты глобальной корпорации:

  • работа в глобальном масштабе и координация деятельности всех отделений и филиалов вне зависимости от местонахождения компании;
  • сильные позиции на всех важнейших для корпорации рынках, наличие глобальной системы информации, адаптивность и сбалансированность к потребностям системы поставок.

Большинство глобальных корпораций образуется путем слияния, приобретения или поглощения других компаний. Чаще всего выбираются компании, находящиеся в развивающихся странах, так как это позволяет получить более дешевое сырье и трудовые ресурсы. При этом сохраняется главенствующее положение компании, образующей объединение, и концентрация центров научно-исследовательских работ в стране регистрации компании.

4. Альянсы в международной практике. Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни различного рода объединений юридических лиц, которые не занимают на рынке монопольного положения. Типы объединений в законодательстве западных стран именуются различно: «связанные предприятия», «системы компаний», «группы компаний», или сокращенно – «группа».

Группа представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права. Участники группы следуют общей стратегии группы, которую обычно разрабатывают либо руководители компании, либо руководящие органы инициатора – головной организации.

Необходимым признаком всякой группы является наличие координационной группы. Входящие в группу компании имеют большую или меньшую степень автономии в своей хозяйственной деятельности в зависимости от заинтересованности в результатах работы группы.

5. Сетевые союзы – группы независимых компаний, связанных между собой общими целями. Шведские специалисты под сетевыми союзами понимают «структуру переплетения контактов и связей, существующих между поставщиками, покупателями и производителями». Французские специалисты характеризуют сетевую структуру как «долгосрочные отношения между организациями-участниками, при которых каждая из них выступает как самостоятельная и ведущая». Для сетевого союза характерно то, что участие в одном союзе не исключает участия в других видах деятельности.

В пределах сетевого союза компании могут образовываться как формальные союзы, так и совместные предприятия, где сотрудничество между компаниями очень тесное.

Новые технологии привели к росту сложности продуктов, обслуживания, проектирования и производства. Производство большинства продуктов сегодня основано, как правило, на использовании нескольких технологий, и редкий бизнес полагается на собственные сырьевые ресурсы и рынок. Аккумулирование всех ценных качеств «под одной крышей» очень сложно и отчасти нежелательно, так как преимущества специализации чаще всего реализуются на компонентном, а не на системном уровне. Компании работают эффективно, когда специализируются на одном компоненте и при этом образуют связи с другими предприятиями, для того чтобы управлять системно-уровневой независимостью.

6. Неофициальные союзы могут быть ценным способом кооперирования. Эти союзы создаются в основном в двух ситуациях:

  • если объединение компаний в сетевой союз дает каждой компании дополнительные преимущества, но при этом риски, возникающие при объединении усилий, невелики;
  • на первом этапе сотрудничества нескольких компаний, когда они хотят узнать друг друга лучше.

В первой ситуации чаще всего в неформальные союзы объединяются компании, которые занимаются аналогичными видами деятельности, чтобы получить вместе то, что отдельно получить сложно, или это требует дополнительных затрат времени.

Неформальные союзы позволяют объединить усилия мелких организаций в конкурентной борьбе с крупными компаниями.

Участники соглашений о сотрудничестве сохраняют полную самостоятельность в ведении операций, определении стратегии, распределении прибыли.

Когда риски при создании сетевых союзов велики, формальные и договорные сетевые союзы становятся первым этапом на пути создания союзов с более прочными связями. На этом этапе компании обычно изучают возможности партнеров, оценивают возможные риски, работают над проектами возможных совместных сделок.

7. Союзы на основе долевых инвестиций имеют более прочные связи, основу которых составляют инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала и т. д., наряду с этим происходят постоянные консультации партнеров о том, какие необходимы ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, как распределяются издержки.

Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведение своих дел, определении стратегии, распределении прибыли. Подавляющая часть подобных союзов создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых технологических товаров.

Малый бизнес и инновационная деятельность

В условиях рыночной экономики парадоксальность ситуации заключается в том, что большую часть исследовательских работ и большие затраты в связи с их выполнением несут одни организации, а наиболее значимых результатов добиваются другие. Действительно, подавляющая часть научных исследований выполняется крупнейшими корпорациями, которые способны до 5—10% средств, заработанных от продажи своей продукции, направлять на самофинансирование НИОКР. И, тем не менее, радикальные нововведения, меняющие направления развития отрасли с неизменной закономерностью становятся результатом деятельности мелких, ранее неизвестных организаций, действующих на острие научно-технического прогресса. При этом характерной чертой нововведенческой деятельности малых организаций является их преимущественная ориентация на создание продуктовых инноваций, а не новых технологий, хотя именно такая ориентация приносит наибольший коммерческий успех на начальном этапе функционирования на рынке.

В качестве факторов, обуславливающих важную роль малых инновационных организаций в области нововведений, можно выделить следующие:

  • мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям;
  • сильный и многоплановый характер мотивации, обусловленный причинами, как внеэкономического плана, так и коммерческого плана, поскольку только успешная реализация такого проекта позволит его автору состояться в качестве предпринимателя;
  • узкая специализация их научных поисков или разработка небольшого круга технических идей;
  • малый управленческий персонал;
  • ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего, интеллектуальных;
  • готовность нести огромные, абсолютно неприемлемые для крупных и средних организаций, риски в силу качеств, присущих пионеру-предпринимателю.

По характеру инновационной продукции малые организации проявляют следующие виды специализации:

  • научно-исследовательская деятельность, разработка и проектирование нововведений (венчурное финансирование);
  • оказание услуг в сфере научного обслуживания (инжиниринг, консалтинг, обучение кадров, обслуживание новой техники).

Можно выделить следующие группы малых предприятий по состоянию их развития и основным функциям:

1. Организации на начальной стадии становлении. Как правило, их продукт находится на уровне идей, макетного или опытного образца. Их оборот определяется получаемыми ими из государственных или негосударственных источников средствами на НИОКР. Часто в этих организациях один-два штатных сотрудника, остальные сотрудники привлекаются на конкретный заказ. Их затраты, в основном, – зарплата. Никаких отношений по собственности с ее обладателем они не имеют, хотя организации уже реализуют свою продукцию на отечественном или зарубежном рынке. Для них характерно то, что значительная часть оборота образуется за счет объема продаж проекта или предоставляемых услуг. Так как такой оборот недостаточен для самообеспечения, то организация «подзарабатывает» на коммерции, на «отверточных технологиях», пользуется площадями и оборудованием «материнской структуры». Однако она уже заключает договоры о совместной деятельности, оплачивает коммунальные расходы.

2. Инжиниринговые организации – это своего рода соединительное звено между научными исследованиями и разработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством – с другой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленной собственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатации машин, оборудования, организации производственных процессов с учетом их функционального назначения, безопасности и экономичности. Инжиниринговые организации осуществляют оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры и техническое прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезной модели, изобретения, выполняют доработку и доводят нововведения до промышленной реализации, оказывают услуги и консультации в процессе внедрения объекта разработки, производят пусконаладочные, испытательные работы по поручению промышленных предприятий.

Существует четыре основных метода инжиниринга:

  • обычный (консультирование при подготовке планов и технических условий проекта, получении предложений от подрядчиков и поставщиков и при осуществлении проекта, когда консультанту предоставляется право выступать в качестве полномочного представителя заказчика);
  • внутрифирменный (использование собственного персонала заказчика. Он осуществляет руководство проектом, общее проектирование и иногда даже строительство. Роль консультантов ограничивается содействием по конкретным аспектам проекта, по которым персонал заказчика недостаточно квалифицирован или не имеет опыта);
  • руководство проектом;
  • «под ключ».

3. Внедренческие организации содействую развитию инновационного процесса и, как правило, специализируются на внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении на рынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями, доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытных партий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.

4. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности.

Одним из характерных признаков нынешнего этапа технологической революции является создание и широкое распространение в индустриально развитых странах территориальных научно-производственных систем. Научные парки, инновационные технологические центры, инкубаторы нововведений и другие аналогичные структуры, ориентированные на ускоренное воплощение результатов научных исследований в новую технику, технологии и материалы, стали важным фактором усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством. По нарастанию степени сложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом: инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.

4.1. Инкубатор бизнеса – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных организаций, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2—3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

  • обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки. Осязаемая – это предоставление на льготных условиях помещений, места в офисе, оборудования (лабораторного и офисного), опытного производства, рекламных, информационных, консультационных услуг и пр. Неосязаемая – это обеспечение доступа начинающих и неизвестных широкому кругу предпринимателей и малых организаций к интеллектуальному потенциалу университета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам;
  • достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии. Инкубатор за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации должен подготовить эту организацию к действиям в рыночных условиях. За время пребывания организации в инкубаторе она должна стать успешной, т.е. построить свои каналы товародвижения, разместить производство, найти первых покупателей и получить первые заявки и контракты;
  • осуществление бизнес-образовательной функции в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета. Высокотехнологичный бизнес ориентирован на квалифицированные кадры, вместе с тем он рискован и непредсказуем и требует от будущего предпринимателя особых личностных и психологических качеств.

Перечень потребностей (услуг), наиболее часто востребованных отечественными малыми организациями в порядке убывания их значимости, составляет:

  • бизнес-планирование, поиск инвесторов и предоставление финансирования;
  • доступ к средствам информации и связи, информационным источникам;
  • проведение маркетинговых исследований, изучение рынка и каналов товародвижения;
  • регистрация организации, создание команды и оказание других организационных услуг;
  • оказание юридических консультаций и правовой защиты;
  • предоставление помещений офисного и производственного характера;
  • доступ к научному потенциалу;
  • предоставление социально-бытовых услуг;
  • предоставление в аренду оборудования и технологических линий.

Инкубатор устанавливает критерии отбора для размещения в нем малых организаций, основу которых составляют:

  • технологически обоснованный продукт или услуга, под которые будет реализован в целом инновационный проект;
  •  предпринимательские способности команды, претендующей на поддержку;
  • потенциал менеджмента организации – опыт и качество лидера организации;
  • наличие бизнес-плана инновационного проекта, в котором показываются условия успешной реализации проекта и возникающие проблемы;
  • потенциал роста на рынке для разрабатываемой продукции – наличие емкого и перспективного рынка;
  • оздание рабочих мест в регионе, – в какой степени инновационный проект позволит сохранить и создать новые места.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков как самостоятельно существующие организации. В этом случае между этими инновационными структурами можно выделить ряд отличительных особенностей:

  • инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации;
  • инкубаторы поддерживают не только организации высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра;
  • инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и других помещений самими клиентскими организациями;
  • политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

Между инкубаторами существуют «национальные различия». Особенности европейских инкубаторов: широкое участие в их организации крупных корпораций, большой уровень специализации, сильная ориентация на наукоемкий бизнес, целенаправленно поддерживают безработных. Характерные черты американских инкубаторов: программы поддержки широкого круга предпринимательства, стремление обеспечить обязательный рост малой организации и превратить ее в среднюю, а затем и в крупную организацию. Отечественные инкубаторы, как правило, создаются в составе технопарков и являются первой фазой их развития. Такой подход в целом упрощает организационный проект создания технопарка в специфических условиях отечественной экономики.

При оценке деятельности бизнес-инкубаторов в международной практике используются такие показатели:

  • число фирм, действующих на площадях бизнес-инкубатора;
  • размеры этих фирм;
  • их возраст и происхождение;
  • специализация фирм (наукоемкая или нет);
  • процент фирм, прекращающих свою деятельность на различных этапах существования вследствие: коммерческой несостоятельности; несостоятельности заложенных в ее основу идей или предпосылок;
  • темпы роста экономической деятельности клиентов;
  • перепрофилирование фирм в процессе самостоятельного существования.

Деятельность бизнес-инкубаторов осуществляется в соответствии с выбранной стратегией. Однако при любом варианте стратегии обязательно наличие в бизнес-инкубаторе следующих высокопрофессиональных структур:

  • экспертного совета, осуществляющего оценку клиентов для «выдержки» в соответствии с выбранной специализацией бизнес-инкубатора;
  • управляющего блока бизнес-инкубатора, в функции которого помимо управления независимой хозяйственной структурой входят:
  • разработка и корректировка индивидуальной программы прохождения инкубируемой фирмой всех этапов ее жизнедеятельности в бизнес-инкубаторе;
  • определение индивидуально для каждой инкубируемой фирмы достаточного объема льгот;
  • выработка экономической и финансовой политики взаимоотношений с вышедшими из инкубатора фирмами.

Существует два вида инкубаторов бизнеса: инкубаторы наукоемкого бизнеса и инкубаторы низкотехнологичных фирм. Для Европы характерны инкубаторы первого типа, а для США – второго.

Изменение бизнес-среды в новой экономике привело к возникновению интернет-инкубаторов. Для новой экономики характерны: обучение как непрерывный процесс; готовность к риску; ориентация на создание новых рабочих мест; капитал как рабочий инструмент, фактор производства; быстрота изменений; формирование новых альянсов.

Интернет-инкубаторы могут быть следующих типов:

  • венчурные инкубаторы;
  • венчурные акселераторы;
  • венчурные порталы;
  • «сетевые» инкубаторы;
  • вертикальные инкубаторы;
  • инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи.

Интернет-инкубаторы различаются набором и особенностями оказываемых услуг. Наибольшее распространение получили венчурные инкубаторы, оказывающие следующие услуги:

  • офисную инфраструктуру (помещение, мебель, офисная техника, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-залы и т. п.);
  • бэк-офис (квалифицированный персонал, техническая поддержка и т. п.);
  • технологическую поддержку (помощь экспертов, постановка системы управления, развитие интеллектуальной собственности);
  • консалтинговую поддержку (как собственными ресурсами инкубатора, так и путем привлечения отраслевых экспертов);
  • обучение (включая стажировку в других компаниях), повышение уровня компетенции менеджеров и специалистов;
  • юридические и бухгалтерские услуги;
  • управление человеческими ресурсами (поиск и наем требуемых ключевых специалистов);
  • зонтичный брэнд инкубатора и осуществление связей (взаимодействие с венчурными инвесторами – органами государственной власти, аналогичными крупными компаниями из других стран).

Венчурный акселератор – сервисная компания, которая оказывает начинающим предпринимателям консультационные услуги по подготовке бизнес-плана, маркетингу и позиционированию проекта, выведению на рынок, сервисные услуги, необходимые начинающей компании.

Сетевые инкубаторы представляют собой смесь собственно венчурных фондов и управляющих компаний, а также могут работать с компаниями, находящимися в разных городах.

Вертикальные инкубаторы специализируются на выращивании компаний, принадлежащих одному вертикальному рынку, например, рынку мобильной коммерции. В таком инкубаторе могут находиться компании, занимающиеся инфраструктурными разработками (на уровне протоколов передачи данных, обеспечения безопасности и др.); компании, специализирующиеся на мобильном контенте и продаже через мобильные устройства доступа.

Инкубаторы, ориентированные на внутренние идеи, создаются при участии крупных транснациональных корпораций и занимаются развитием компаний, родившихся внутри этих корпораций на базе внутренних идей. Такие инкубаторы организовываются специалистами, являющимися экспертами в какой-либо офлайновой области бизнеса.

Они могут оказать услуги бизнесу по упрощению и интенсификации обмена информацией; имеют возможность на базе собственных идей формировать команды разработчиков, привлекать квалифицированных менеджеров и осуществлять общий надзор за их работой.

4.2. Технопарк

Существуют различные подходы к определению технопарка. В табл. 2.5 в обобщенном виде представлены эти определения.

Сопоставление приведенных определений позволяет сделать вывод, что технологические парки – сетевая система, объединяющая малые научно-технические предприятия, инкубаторы (бизнес-инкубаторы), информационные, консультативные и другие организации научно-технической инфраструктуры вокруг крупного научно-исследовательского института или высшего учебного заведения.

Основным условием для создания и эффективного функционирования технопарков является наличие разветвленной сети научно-исследовательских организаций и наукоемких промышленных производств как основных потребителей научно-технической продукции. В развитии технопарков могут помочь региональные органы власти, обеспечив организационную и финансовую поддержку, выделив землю, предоставив в аренду помещения, экономические льготы.

Научно-технологический парк – это самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания с целью поддержки малого научно-технического предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке высокотехнологичной продукции.

Основные задачи технопарков:

  • превращение знаний и изобретений в технологии;
  • превращение технологий в коммерческий продукт;
  • передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства;
  • формирование и рыночное становление наукоемких организаций;
  • поддержка организаций в сфере наукоемкого предпринимательства.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних организаций, разработки, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечения в регионы высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.

Промышленным организациям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших школу работы в малых инновационных и рисковых организациях.

Технопарки можно классифицировать по следующим группам:

  • исследовательский парк осуществляет неприбыльный, как правило, фундаментльно-прикладной научный трансфер, действует от стадии завершения фундаментальных исследований. Его основным объектом являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие иметь или имеющие прикладное значение, нередко в долгосрочной перспективе (свыше 10 лет). Поэтому господдержка здесь должна быть определяющей;
  • научно-технологический парк осуществляет прибыльный или неприбыльный прикладной научно-экспериментальный трансфер, функционирует преимущественно от стадии прикладных НИОКР до стадии производства опытно-экспериментальной партии нового продукта (отработки новой технологии) нередко среднесрочной перспективы (свыше 5 лет). Организации технопарка тиражируют техническую документацию и готовят продукт (технологию) к освоению в производстве (выпуск первой промышленной партии). Здесь следует говорить о паритетной поддержке государством и бизнесом;
  • технологический парк осуществляет, как правило, прибыльный экспериментально-производственный трансфер, действует преимущественно со стадии опытно-конструкторских и экспериментальных работ до организации серийного производства новой продукции (освоения новой технологии), имеющей почти гарантированный спрос на рынке. Организации технопарка реализуют готовую документацию (ноу-хау), производят новый продукт (возможно, малыми партиями) или участвуют в его серийном производстве. Здесь очевидна главная роль бизнес-поддержки;
  • промышленно-технологический парк осуществляет прибыльную деятельность, связанную с предоставлением во временное пользование площадей, помещений и оборудования для организации производства новой продукции по новой технологии. Такого рода парки могут полностью поддерживаться бизнесом.

Технопарки отличаются от традиционных производственных и внедренческих организаций тем, что:

  • технопарк представляет собой своеобразную «фабрику» по производству и выпуску малых и средних инновационных организаций (непрерывное формирование нового наукоемкого бизнеса является основной функцией технопарка);
  • так же как и организации, технопарки располагаются вблизи источника сырья, которым в данном случае выступает интеллект, но фундаментальное отличие состоит в том, что технопарки не столько потребляют интеллект, сколько способствуют его развитию, работает на него;
  • технопарк предоставляет комплекс услуг всем тем, чьи предложения и проекты признаются перспективными и направленными на существенное улучшение социально-экономической ситуации в регионе, где располагается технопарк;
  • в технопарке организации не могут оставаться навсегда, должен соблюдаться закон «кругооборота, притока свежих сил», в этом состоит принципиальное отличие технопарков от других научных и производственных структур, в которых, как правило, состав подразделений постоянный;
  • отличительным признаком является исключительно рыночная нацеленность деятельности технопарка, т. е. здесь занимаются не просто любыми технологиями и продуктами, а теми технологиями и продуктами, которые имеют спрос на рынке, нужны потребителю.

Нередко трудно провести грань, отличающую инкубатор от технопарка. Однако различия между ними есть:

  • инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;
  • инкубаторы бизнеса поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности (нетехнологический бизнес);
  • инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство офисов и других помещений;
  • политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.

По набору же услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства инкубаторы практически не отличаются от технопарков. Обобщенная «классическая» внутренняя структура технопарка представлена на рис. 2.2.

4.3. Технополис. Технополис представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии, разработанные в научных центрах, используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон, тем не менее, располагают развитыми инновационными структурами.

4.4. Регион науки и технологий охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно-производственный комплекс представляет здесь единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе. В регионе науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения и др. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регион науки и технологий может включать в себя технополисы, технопарки и инкубаторы, а также широкую инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.

4.5. Инновационные организации, действующие на основе венчурного финансирования. Особое место среди малых инновационных организаций занимают организации, имеющие венчурный механизм финансирования. Такие организации представляют собой небольшие, но очень гибкие и эффективные предприятия, которые создаются с целью апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций и характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников организации и партнеров по венчурному бизнесу в успешной коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений.

Классификация организаций по степени готовности к инновациям

Готовность к внедрению инновационной идеи может служить критерием классификации предприятий, представленной в таблице. Маркетинг инновационной идеи должен строиться с учетом этой классификации (табл.2.6).

Жизненный цикл изделия

Жизненный цикл изделия состоит из ряда стадий, на которых идея трансформируется в новую технику, способную удовлетворить требованиям потребителей.

Первой стадией жизненного цикла являются научно-исследовательские работы (НИР), которые проводятся по единому техническому заданию (ТЗ). Научно-исследовательская работа состоит из следующих этапов: разработка ТЗ; выбор направлений исследований; теоретические и экспериментальные исследования; обобщение и оценка результатов.

Техническое задание – обязательный документ для начала НИР. В нем определяются цель, содержание, порядок выполнения работ и способ реализации результатов НИР. Этот документ согласовывается с заказчиком. Законченная НИР обсуждается на научно-техническом совете или секции, где рассматривается соответствие выполненных работ ТЗ НИР, обоснованность выводов и рекомендаций, и выносится решение о продолжении работы на следующих стадиях жизненного цикла.

Второй стадией жизненного цикла являются опытно-конструкторские работы (ОКР). На этой стадии разрабатывается конструкторская документация: техническое предложение, эскизный проект, технический проект, рабочая конструкторская документация. ОКР проводятся также для создания технологического оборудования, нужного для изготовления опытных образцов и партий изделий.

Разработка изделия завершается после устранения недоработок по замечаниям приемочной комиссии и утверждения акта приемки опытного образца, партии. В состав приемочной комиссии могут входить представители организации-разработчика, организации-производителя и организации-потребителя.

Третья стадия жизненного цикла – подготовка производства (ПП) и выход на мощность (ВМ), т. е. постановка продукции на производство, что включает мероприятия по организации производства нового изделия или освоенного другими предприятиями.

Выход на мощность произойдет после завершения работ по подготовке производства, куда входят: пуск и проверка технологического оборудования; запуск в производство установочной серии; проведение квалификационных испытаний изделий установочной серии; доработка и корректировка технологической и другой документации.

Установочная серия, или первая промышленная партия изделий, изготавливается для проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции в соответствии с требованиями научно-технической документации (НТД) и потребителей. Образцы установочной партии, прошедшие приемосдаточные и квалификационные испытания, могут быть представлены на рынке новшеств (проведение рекламной кампании, демонстрация на выставках, в торговых центрах и т. п.).

Все рассмотренные стадии жизненного цикла (НИР, ОКР, ПП и ВМ) носят название предпроизводственных. Здесь формируется изделие, его качество; закладывается технический уровень изделия, его прогрессивность.

Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов.

Завершающая стадия жизненного цикла состоит в эксплуатации (для изделий длительного пользования) или потреблении (для сырья, топлива и т. п.) заказчиком или потребителем, использующим данную продукцию по назначению или как комплектующие изделия при производстве другой продукции. Взаимоотношения между потребителем и производителем продукции определяются договором на поставку.

Важно обеспечить систематическое обновление продукции путем выпуска новых изделий и снятия с производства устаревших. Продолжительность жизненного цикла изделия в каждый конкретный период научно-технического прогресса определяется физическим и моральным сроком старения техники независимо от сроков выполнения и организации работ по стадиям жизненного цикла и внутри них по этапам.

Менеджер должен контролировать сроки предпроизводственных стадий, чтобы избежать их растягивания во времени (иначе до стадии производства могут дойти устаревшие разработки).

Решающее влияние на создание новшества оказывает уровень научного обеспечения. Именно на этапе научных исследований закладывается потенциал нововведения, который материализуется через проектно-конструкторские разработки и производство. Здесь будущее принадлежит автоматизированным системам научных исследований и проектирования. Это открывает новые возможности:

  • полное использование прогрессивных правил и принципов, заложенных в память машины;
  • сокращение времени работ;
  • передача части проектной информации непосредственно в экспериментальное производство без промежуточной расшифровки;
  • обработка вариантов конструкций изделий и технологии изготовления с помощью компьютеров;
  • проведение испытаний изделий и их элементов на работоспособность, собираемость, безотказность, ремонтопригодность, контролируемость, технологичность без затрат материалов, энергии, станочного и рабочего времени.

Перспективно также применение искусственного интеллекта, так как это позволит осуществлять глубокий анализ возможных вариантов и производить компоновку сложных конструкций.

На рис.2.3 приведен «финансовый профиль» проекта создания, освоения и производства нового изделия (жизненные циклы изделия) в рамках многопродуктовой корпорации. Для инновационной фирмы товаром будет являться документация на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, «ноу-хау». Финансирование НИОКР может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам с заказчиками.

Технологический трансфер

В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.

Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение инноваций (вне зависимости от их фокуса).

Контакт между поставщиком и покупателем может быть прямым, если поставщик и покупатель знают своих потенциальных партнеров и информированы об их интересах и предложениях – прямой трансфер.

То, что называется «классическим» технологическим трансфером, относится к процессу, в ходе которого в результате фундаментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое впоследствии переводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс.

Встречаются следующие формы прямого технологического трансфера:

  • от университетов – промышленным предприятиям;
  • от научно-исследовательских институтов – промышленным предприятиям;
  • личный ТТ при найме персонала;
  • обмен между промышленными предприятиями и их филиалами путем заказов и доставок;
  • между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения;
  • от учреждений ТТ – промышленным предприятиям;
  • ярмарки, выставки, съезды.

Все учреждения, занимающиеся внедрением инновационных технологий (не только университеты, научно-исследовательские институты, но также и промышленные предприятия с собственными исследовательскими отделами) могут быть названы «источниками технологии». Учреждения, находящиеся на балансе государства, обычно служат интересам общества, т. е. их деятельность служит общественному прогрессу и общественным интересам, и, в принципе, доступны всем желающим, по крайней мере, путем лицензирования.

Прежде всего, это очевидно для университетов и научно-исследовательских институтов, ориентированных на фундаментальные исследования, в случае которых ноу-хау поступает экспертам через публикации. Это приводит к ситуации, в которой результаты, полученные в ходе фундаментальных исследований и найденные выгодными с финансовой точки зрения, также поступают к экспертам прямо через публикации до того, как могут быть предприняты меры к защите патента. В Германии и многих других странах патенты защищают только новые изобретения, на которые подано прошение о патентовании, опубликованные изобретения не защищаются. Иначе обстоит дело в США, где соблюдается принцип «первого изобретателя». Это означает, что обладателем патента может стать не тот, кто первым подал заявку на патент, а тот, кто сможет доказать, что именно он и является изобретателем.

Очень удачным путем является так называемый «личный ТТ». Наем квалифицированного персонала может стимулировать внедрение нового ноу-хау на промышленном предприятии. Для осуществления подобного трансфера необходимо знать, какое ноу-хау необходимо предприятию. Это может показаться очевидным, однако это является чрезвычайно важным для выживания промышленного предприятия, в особенности в стадии технологических изменений.

ТТ от одного промышленного предприятия к другому трудно проследить. Без особых условий (равных инвестиций, договоров о сотрудничестве или стратегических альянсов и т. п.) промышленное предприятие не будет делиться новыми идеями с другими предприятиями. В этом отношении даже промышленные предприятия, относящиеся к одной и той же сфере деятельности, считают других скорее конкурентами, чем партнерами. С национальной или экономической точки зрения такое эгоистическое отношение к конкурентам приводит к негативным последствиям: имеет смысл соревноваться во влиянии на внутренний рынок только после того, как совместными усилиями на доконкурентной стадии будут устранены иностранные конкуренты. Индивидуальные промышленные предприятия могли бы затем выйти на внешний рынок со своим новым уникальным подходом и с более предпочтительными перспективами удачной деятельности.

ТТ между промышленными предприятиями особенно эффективен, если стороны представляют собой взаимодополняющие отрасли промышленного производства и способны расширить круг производимой продукции, не находясь в конкурентных отношениях друг с другом. В настоящее время, «инновационные коммерческие предприятия», нанятые третьими лицами для исследований, не занимают значительный сегмент рынка.

Часто нуждающиеся в услугах по ТТ должны срочно удовлетворить спрос в тех сферах, с рыночными условиями в которых они не знакомы, а иногда и вовсе не имеют понятия о ситуации на рынке. Изменение традиционных форм производства и замена последних на новые технологии часто приводит к банкротству бизнеса. Для того чтобы предотвратить это, часто с поддержкой государства создаются агентства, целью деятельности которых является посредничество в процессе технологического трансфера. В их задачу входит сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги ТТ и установление надлежащих контактов. Этот путь ТТ называется непрямым и включает в себя:

  • агентства по ТТ, которые обычно поддерживаются правительством, с региональной, национальной или международной сферами деятельности;
  • представителей по ТТ в университетах;
  • представителей по ТТ в научно-исследовательских институтах;
  • электронный ТТ (например, базы данных).

Многие из субсидируемых государством посредников зависят также от финансовой помощи третьих лиц и с целью выживания овладевают более широким сегментом рынка, чем только рынок услуг по ТТ.

Методы продвижения инноваций

Существуют два метода продвижения инноваций – «вертикальный» и «горизонтальный». При вертикальном весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению. Однако применимость этого метода весьма ограничена – либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн «Вольво», не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).

Горизонтальный метод – метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции по созданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками. Участников ТТ принято называть сторонами. Проект Международного кодекса поведения в области передачи технологии (его разработка осуществлялась в 80-х гг. в рамках Конференции ООН, но не закончилась принятием документа) дает такое определение участника технологического трансфера: «Под стороной подразумевается любое физическое или юридическое лицо публичного или частного права как индивидуальное, так и коллективное (например, объединения, компании, фирмы, товарищества и прочие ассоциации) и любые их сочетания, независимо от того, кем они созданы, кому принадлежат, кем контролируются (государством, правительственными учреждениями, юридическими лицами или отдельными гражданами) и где функционируют, а также государства, правительственные учреждения и международные региональные и субрегиональные организации, участвующие в международных сделках по передаче технологии, которые обычно носят коммерческий характер».

В России возможности ТТ основываются на наличии и видах субъектов технологической инновационной деятельности (ТИД) с учетом наследия инфраструктуры советского периода (табл.2.7).

Таблица 2.7. Распределение функций при горизонтальном методе продвижения инноваций

ыделяют также коммерческий и некоммерческий технологический трансферт. Некоммерческий ТТ чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов. Приведем возможные объекты некоммерческого трансфера технологий:

Объекты и особенности коммерческого ТТ

К особенностям коммерческого ТТ относятся:

  • высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой системой охраны прав промышленной собственности, вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка это рынок продавца);
  • высокая норма прибыли (большая разница между ценой и стоимостью);
  • асимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и импортерами (развитые страны);
  • большой объем технологического трансфера внутри транснациональных корпораций.

Формы трансфера технологий

1. Сделка по передаче лицензий на технологию – юридически хорошо отработанные документ и форма передачи технологий. Рекомендации по составлению «лицензионного соглашения» широко распространены и могут быть найдены самостоятельно.

Передача лицензий является наиболее распространенным способом коммерческого ТТ и осуществляется в тех случаях, когда доход от продажи лицензии превышает издержки по контролю использования лицензии и упущенную выгоду при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке. Отметим, что часто по лицензиям передаются не самые новые технологии, а так называемые технологии промежуточного поколения.

Главное, что необходимо отметить, что лицензируемая технология является товаром лишь в том случае, когда она надлежащим образом оформлена комплектом технологической документации, воспроизводима с заданным уровнем выхода годных изделий и сертифицирована.

2. Передача ноу-хау. Ноу-хау – совокупность знаний и навыков, относящихся к применению промышленной технологии или процесса, связано с секретами производства, носит конфиденциальный характер, является экономическим достоянием, пригодным для эксплуатации. Сделка по передаче ноу-хау – предоставление беспатентной лицензии.

Основные отличия передачи ноу-хау: большой риск, связанный с раскрытием конфиденциального существа ноу-хау до заключения контракта и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта; необратимый характер передачи ноу-хау; постоянно присутствующий временной фактор; неопределенность периода сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).

Способы платежей: наличные (паушальные платежи и роялти или их комбинация); встречные поставки товаров или оказание услуг; смешанная форма (наличные, бартер, услуги).

3. Весьма значительный объем технологии передается в процессе промышленной кооперации (ПК). Как правило, стороны, объединившиеся для организации кооперированного производства, осуществляют интенсивный технологический обмен для достижения этой цели. Соглашения о производственной кооперации идут дальше прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг и создают между сторонами длительную общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.

Основные побудительные причины заключения кооперационных соглашений: получение или разделение технических знаний; поиск лучших условий для производства и использования трудовых ресурсов; увеличение серийности и специализации производства; поиск новых рынков сбыта; уменьшение производственных издержек и т. п.

Экспертами Европейской экономической комиссии ООН выделяются шесть основных категорий ПК:

  1. передача лицензий с оплатой поставками производимой по лицензиям продукции;
  2. поставка комплектного оборудования заводов, цехов, участков, линий с оплатой произведенной продукцией;
  3. совместное производство и специализация;
  4. поставка комплектующих или полуфабрикатов в рамках субконтрактов для последующего использования в готовых изделиях;
  5. совместное участие в строительных проектах или тендерах на сооружение промышленных объектов;
  6. совместные предприятия.

4. Совместные предприятии. Если заинтересованные партнеры из разных стран желают объединить усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции, разделить совместный риск, у них нет лучшего способа, чем создать СП. Ни одна из других форм сотрудничества не создает такую степень заинтересованности в конечном успехе проекта. Ниже будем называть СП даже те предприятия, которые создаются резидентами одной страны, но с целью, определенной выше.

Вопросы передачи технологии решаются в рамках СП двумя путями.

  • Самостоятельные соглашения или контракт на передачу технологии в соответствующей форме (лицензия на патент, передача ноу-хау, техническая помощь и содействие, инжиниринг), который заключается одновременно с соглашением о создании СП и иногда рассматривается как часть этого соглашения.
  • Передаваемая технология, информация, знания по управлению и маркетингу рассматриваются как вклад одной из сторон в уставный капитал СП в нематериальной форме.

Однако неправильная оценка этого вклада может нанести СП ощутимый ущерб. Если завышается стоимость, например технологии, искажается общая структура капитала СП, и владелец технологии будет получать завышенные доходы и высокую долю капитала в случае прекращения деятельности СП. Даже если вложенная технология устареет, или ноу-хау утратит свой секретный характер, она все равно сохранит свою ценность, поскольку технология капитализирована. Более того, ее стоимость может расти по мере увеличения активов СП. С другой стороны, получение технологии в начале деятельности СП может сыграть важную роль, поскольку при этом экономятся денежные средства. Кроме того, инвестор будет заинтересован в постоянном совершенствовании вложенной технологии, поскольку он прямо участвует в получении прибыли от реализации объекта технологии. Следует иметь в виду, что национальное законодательство далеко не всех стран разрешает нематериальные формы вклада в уставный капитал СП.

5. Техническая помощь. Соглашения и контракты о предоставлении технических услуг и помощи оформляются двумя способами:

  • в первом они являются главным предметом соглашения;
  • во втором – включаются разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.

Особенность контракта о предоставлении технической помощи (ТП). Объект контракта – «неосязаемый» товар – технические услуги, выполнение исследований, обучение и подготовка кадров, но в нем имеются элементы инжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов и инструментов.

В контракт вносятся: положение о неразглашении полученных в процессе обучения конфиденциальных сведений; вопросы бытового устройства инструкторов и обучающихся; транспортные расходы, обязательства по страхованию и услуги переводчиков за счет принимающей стороны; меры по содействию обеих сторон друг другу в получении виз и разрешений на работу для стажеров и инструкторов.

Формы вознаграждения за различные виды обучения оговариваются в контракте или включаются в лицензионное соглашение о передаче технологии. Отдельные виды обучения осуществляются безвозмездно (например, командированный лицензиаром или поставщиком технологии специалист по монтажу и наладке оборудования обучает местных рабочих и мастеров).

6. Франшиза – разрешение или право продажи некоторых товаров или оказания определенных услуг.

Франшизинг – передача или переуступка (на коммерческих условиях) разрешения продавать чьи-либо товары или оказывать услуги в некоторых областях.

Рост сделок по франшизингу явился следствием высокой рыночной мобильности и гибкости этой формы коммерческой деятельности и передачи технологии:

  • для франшизора (предоставляющего франшизу) такая сделка позволяет быстро внедриться на новом рынке без значительных инвестиций;
  • франшизату (получателю франшизы) контракт позволяет начать новый вид деловой активности с меньшей опасностью неудачи и провала, благодаря поддержке со стороны франшизора, включающей передачу определенных навыков, приемов и услуг, а также оказание помощи и обучение персонала;
  • для потребителя франшизинг расширяет выбор товаров и услуг на местном рынке с соответствующим (часто гарантированным) фирменным качеством и конкурентными ценами.

Привлекательна приспособленность операций по франшизингу к деятельности МП – они проводят как бы пробную эксплуатацию рынка, определяют его реальную емкость и потребность. Заключив такого рода сделку, МП может, не неся больших капитальных затрат, начать продажу определенных товаров или оказание услуг и убедиться, насколько обоснованной будет дальнейшая экспансия на этом рынке. В случае успеха франшизат может сделать вывод о целесообразности организации производства данного товара в своей стране или регионе. Для достижения этой цели следующим этапом сотрудничества будет сделка по передаче технологии (например, закупка лицензии на производство и сбыт аналогичного товара на местном или региональном рынке).

По критериям Федеральной торговой комиссии США франшизинг отличают четыре основных составляющих элемента:

  • получатель франшизы должен продавать товары и оказывать услуги, качество которых не ниже аналогичного у франшизора;
  • франшизат действует на рынке с использованием товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования или другого коммерческого знака франшизора;
  • франшизор контролирует действия получателя франшизы и оказывает ему существенную помощь в действиях и методах управления;
  • получатель франшизы должен перевести франшизору или назначенному им лицу платеж (как минимум 500 долл. США) в течение шестимесячного срока с начала операций.

7. Лизинг (финансовая аренда). В лизинговых операциях участвуют три стороны: арендодатель, арендатор и поставщик (производитель). Арендодателем выступает специализированная лизинговая компания, оперирующая финансами и контролируемая банками или крупными промышленными компаниями. Арендатором является производственное или торговое предприятие, арендующее средства производства, доставки, распределения. Поставщик – производственное или торговое предприятие, производящее или поставляющее оборудование и технологию через арендодателя арендатору.

Лизинговая компания выкупает у поставщика оборудование и технологию и сдает его в аренду на определенный оговоренный срок. По истечении срока аренды арендатор обязан вернуть оборудование лизинговой компании или выкупить его в свою собственность по остаточной стоимости.

Арендатор заключает арендный договор с лизинговой компанией. Лизинговый контракт предусматривает срок аренды, условия и сумму выплат арендной платы, валюту платежей, обязательства и гарантии по содержанию в исправности полученного оборудования и его возращения или выкупа по истечении срока аренды.

По сути дела лизинговый контракт представляет собой вид кредита. В ряде случаев условия лизингового контракта имеют преимущества перед банковским кредитом, так как:

  • банк, выдающий кредит, хотя и заинтересован в успехе инвестиционного проекта, мало участвует в планах использования данного кредита, а лизинговая компания непосредственно заинтересована в успехе сделки, а, следовательно, и всего проекта;
  • лизинг привлекает арендатора тем, что он оценивает эффективность всего проекта не он один, а с лизинговой компанией, с которой разделяет риски проекта.

Специфика лизинга применительно к передаче технологии:

  • аренда прав и технологии как таковой;
  • опасность риска, связанного с нарушением прав третьих лиц. В большинстве лизинговых сделок патентные риски являются ответственностью арендодателя, если в контракте нет патентной оговорки, регламентирующей взаимоотношения сторон в случае предъявления арендатору патентных претензий и исков от патентовладельца или исключительного лицензиата;
  • арендатор по окончании срока аренды оборудования и технологии имеет право использовать переданное ему ноу-хау, если в контракте нет соответствующей оговорки;
  • возможен лизинг лицензий: арендодатель покупает право использования патента на определенный срок и на определенной территории с правом предоставления сублицензии и по лизинговому контракт передает это право в аренду арендатору. Т. е. купленная компанией лицензия передается арендатору в форме своеобразной сублицензии. Такие соглашения могут заключаться в пакете с лизинговым контрактом на технологическое оборудование и самостоятельно.

8. Международный трансферт технологий. Быстрое развитие международного научного и технологического сотрудничества (МНТС), все более широкая и глубокая интернационализация как собственно исследований и разработок, так и сферы практического использования научно-технических результатов является одним из следствий завершения развитыми странами к 70-м гг. текущего столетия этапа перехода от индустриального производства к технологическому, отличительной особенностью которого является возможность быстрого и точного его воспроизведения практически в любом другом месте лишь по «описанию».

Очевидно, что подобные процессы сопровождаются все более широким МНТС, поскольку перенесение и наладка производства на новом месте требуют реализации многих обеспечивающих программ, таких, как программы обучения и подготовки местных инженерных и управленческих кадров, формирования необходимой правовой и нормативной базы, создания инфраструктуры послепродажного обслуживания продукции, включая ее утилизацию и т. д.

Субъектами современного международного рынка технологий являются государства, коммерческие и некоммерческие организации, разнообразные фонды и физические лица – ученые и специалисты.

Объектами мирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в материализованной (оборудование, агрегаты, инструменты, технологические линии, техническая документация и др.) и в нематериализованной формах (знания, опыт, приемы и т. д.). Таким образом, технология, как товар на рынке, может выступать в виде патентов, производственного опыта, ноу-хау, опытных и промышленных образцов оборудования, аппаратуры, другой техники, а также технологии в узком понимании – как способов производства, технологических процессов и производственных секретов.

Технология как товар проходит определенный жизненный цикл от момента ее появления, выхода на рынок и до исчезновения с него. Этот жизненный цикл может быть представлен в виде синусоподобной кривой, спадающая ветвь которой соответствует дорыночной фазе цикла и охватывает период от идеи до ее материального воплощения (стадия НИОКР). В течение этой фазы производятся затраты, объем которых быстро возрастает при приближении к рыночной фазе, когда разработка воплощается в прототипе, модели или в патенте.

Рыночная фаза – восходящая ветвь синусоиды – характеризуется быстрым ростом объемов производства, продаж и прибыли вплоть до достижения определенного уровня зрелости нового продукта. Затем начинается «старение» продукта, увеличение конкуренции со стороны продуктов-имитаторов, снижение объемов продаж и, как следствие, исчезновение продукта с рынка. В период рыночной фазы обычно быстро возрастают спрос, предложение и конкуренция. Появляется большое число фирм-имитаторов, которые предлагают аналогичный или близкий по своим характеристикам продукт. Защиту прав фирм-новаторов обеспечивают патенты, права интеллектуальной и промышленной собственности, которые законодательно охраняются во всех цивилизованных странах.

Для надежной защиты прав на технологию ее автор, как правило, патентует ее в странах – потенциальных конкурентах. На практике ведущие производители новой технологии одновременно патентуют свои новинки приблизительно в 20—25 странах (основных индустриальных государствах). Правовые системы разных стран предусматривают различные сроки охраны прав собственности на технологию – от 10 до 20 лет, в среднем – 15 лет. Этого срока оказывается вполне достаточно для прохождения полной рыночной фазы, продолжительность которой в современных условиях имеет тенденцию к постоянному сокращению. Поэтому совершенно естественной является заинтересованность собственников технологий в максимально быстрой их коммерциализации. С учетом этого в мире сложилась такая общая технологическая стратегия (стратегия технологического трансфера).

На первом этапе рыночной стадии жизненного цикла технологии (начало кривой подъема) предпочтение отдается продажам готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы и процессы, и которая в состоянии обеспечить покупателю новое качество от использования данного товара.

На следующем этапе, если новая продукция имеет высокий спрос, технологический трансфер развивается за счет прямых инвестиций в расширение производства, позволяя быстро увеличивать массу прибыли за счет снижения удельных затрат на оплату труда, транспортировку и услуги, которые сопровождают продажу и обслуживание. И лишь на стадии насыщения кривой жизненного цикла технологии предпочтение отдается продажам лицензий – уступке прав собственности на запатентованную и незапатентованную технологию. В последние годы третий этап нередко сопровождается созданием совместных предприятий, как правило, в странах с более низким уровнем техники и технологий, что позволяет продлить спадающую ветвь кривой жизненного цикла.

Описанная стратегия продвижения технологий на международный рынок является традиционной для больших корпораций США и Европы, способных собственными силами создавать и продавать технологии в материализованном виде.

Наряду с этой традиционной стратегией к концу 80-х гг. был отработан другой механизм технологического трансфера, впервые использованный Японией и успешно освоенный впоследствии новыми индустриальными государствами Юго-Восточной Азии. Эти страны использовали такую схему. Не владея (в 60-е—70-е г.) ни достаточным научно-техническим потенциалом, ни богатыми ресурсами, новые участники МНТС сконцентрировали свои усилия на скупке перспективных технологических новшеств на последней дорыночной стадии (приобретение лицензий, патентов, ноу-хау). На этой стадии уже сделаны основные начальные затраты, проведены оценки потенциальных рынков, известны потребности в производственных и других материальных ресурсах. Остается только организовать быструю доработку нововведения и запустить его в производство.

Большие успехи Японии, Южной Кореи и ряда других азиатских индустриальных стран были обеспечены, главным образом, за счет резкого сокращения сроков инженерно-технического и производственного освоения новой продукции и ее качественных преимуществ в сравнении с традиционными западными стандартами.

Важность первого из этих факторов иллюстрируется таким обстоятельством: в среднем, не менее 50% объемов продаж нового продукта приходятся на первые три года с момента его массового появления на рынке. Поэтому последний этап предрыночной фазы цикла должен быть максимально коротким. И именно в этом аспекте Япония заметно опережает другие развитые страны.

Вызов стран Юго-Восточной Азии и их претензии на технологическое лидерство вынудили США и ведущие страны Европы существенно скорректировать используемые ими технологические стратегии.

Начиная с конца 70-х гг. корпорации «старых» индустриальных государств усиливают свои конкурентные позиции на международных рынках за счет интернационализации стадии разработок, а также за счет перенесения относительно простых технологических и производственных операций в развивающиеся страны, где уровень заработной платы заметно ниже, а производительность труда сравнима с таковой в материнских компаниях.

Приведем некоторые конкретные примеры международной кооперации на стадии исследований и разработок в середине 80-х гг.

Фирмы ЗАТ (Франция), ANT (ФРГ), GEK (Англия) и TELETRA (Италия) заключили соглашение о координации капиталовложений в НИОКР и совместном участии в европейских стратегических программах ESPRIT, RASE по разработке и производству оборудования для систем связи общего пользования.

Четыре ведущие производителя средств связи в странах общего рынка (SIEMENS, CUM-ALKATEL, ITALTEL, PLESSY) выполняли совместные работы по разработке стандартов и технических условий для применения унифицированных связных СБИС в аппаратуре новейших цифровых автоматических телефонных станций.

Ведущие европейские электронные фирмы в течение трех лет вели разработку общемирового стандарта на характеристики полностью цифрового кассетного видеомагнитофона бытового назначения (GRUNDIG, BOSH, PHILLIPS, TOMAS BRANDT).

Во многих случаях начатая научная кооперация перерастает в научно-производственную, одной из форм которой является создание совместных предприятий (не менее 50% всех случаев производственной кооперации). Именно в такой форме организовано около 40% заграничных филиалов американских и английских транснациональных корпораций, больше половины заграничных филиалов немецких и итальянских компаний, 70% – французких и почти 90% – японских.

Главными стимулами сторон при создании совместных предприятий являются возможность использования более дешевых ресурсов (трудовых, материальных), уменьшения других расходов за счет более низких налогов, менее жестких экологических и других ограничений («сильный» партнер) и получение доступа к новейшим технологиям, современному менеджменту, инвестиционным ресурсам («слабый» партнер).

Вторым элементом новой технологической стратегии развитых стран Старого и Нового света стала ориентация больших корпораций и правительств этих стран на всемерное поощрение малого инновационного бизнеса и внутренних венчурных подразделений больших корпораций.

Малый и средний бизнес по своей природе является более результативным в инновационной сфере, поскольку само создание малых фирм чаще всего связано с попытками коммерциализации тех или иных новшеств. Серьезным преимуществом малого бизнеса является более высокий темп освоения инноваций и выпуска первого рыночного продукта. Наконец, разработка равноценных инноваций стоит малым предприятиям значительно дешевле, чем крупным (иногда в 10 и более раз).

Ярким примером успешности стратегии использования возможностей малого бизнеса является деятельность корпорации ИБМ. Отчеты корпорации свидетельствуют, что практически все новые продукты, реализованные ею на рынке в 70-е и 80-е гг., были разработаны не в лабораториях корпорации, а небольшими фирмами, сотрудничавшими с нею. Корпорация лишь доводила новинки до рыночных стандартов и обеспечивала их производство и реализацию.

Основными формами коммерческого МНТС являются:

  • продажа технологий в материализованной форме – продукция, оборудование, технологические линии, техдокументация и т. д.;
  • прямые зарубежные инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию предприятий и производств;
  • портфельные инвестиции, в том числе в совместные предприятия, если при этом предусматривается производство товаров на основе новых технологий (или их лизинг);
  • продажа патентов;
  • продажа лицензий на незапатентованные виды промышленной собственности – ноу-хау, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные инструктивные материалы, чертежи и т. д.;
  • обучение специалистов, консультативное сопровождение объектов технологического обмена;
  • заказные исследования и разработки;
  • инжиниринг.

Коммерческие формы МНТС оформляются договорами – лицензионными, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном производстве или договорами купли-продажи.

Подготовка и заключение всех видов подобных договоров – довольно продолжительный и дорогостоящий процесс, требующий участия квалифицированных экспертов по различным аспектам трансфера – правовым, финансовым, техническим, гуманитарным. В качестве иллюстрации сложного комплекса взаимосвязанных вопросов, которые возникают и решаются в процессе подготовки договоров МНТС, следует привести типовой набор требований к содержанию договорного процесса и заключаемым договорам.

Покупатель обязан своевременно проинформировать продавца про законодательство страны-реципиента, про действующие нормы и стандарты по защите объектов интеллектуальной собственности, сертификации продукции, таможенного права, экологических требований и ограничений и т. п. Аналогичную информацию должен предоставлять и продавец. Он также должен сообщить в обязательном порядке обо всех известных ему ограничениях, которые существуют или могут возникнуть в будущем, относительно передаваемой технологии, ее обслуживания и технического сопровождения.

Продавец обязан передавать товар свободным от любых прав и претензий третьих лиц, которые основаны на правах интеллектуальной или промышленной собственности, о которых продавец знает или обязан знать.

Наряду со стандартными положениями любых договоров купли-продажи, в договоры на передачу технологий включаются специфические условия – обязательства, гарантии и права продавца и покупателя относительно качества и полноты передаваемых объектов, их патентной чистоты, области и условий использования, возможностей совершенствования, прав на использование товарного знака продавца и т. п. Поэтому все договоры и соглашения на трансфер технологий, особенно международный, подготавливаются особенно тщательно. Требования к квалификации привлекаемых экспертов и консультантов, как правило, выше, чем при заключении договоров купли-продажи обычной продукции.

Для полноты анализа современной практики МНТС следует упомянуть еще некоторые обстоятельства, важные для реализации собственной стратегии деятельности в этой сфере.

Одним из важных элементов рыночного механизма технологического обмена являются международные и региональные центры технологического трансфера и посреднические фирмы, которые обеспечивают поиск партнеров для разработчиков и покупателей технологий. В Европе таким центром является европейская ассоциация профессионалов в области технологического трансфера и содействия инновациям, созданная в 1984 г. и объединяющая около 480 организаций из 21 европейской страны.

К числу крупнейших посреднических фирм маркетинга технологий относится международный банк лицензируемых технологий (МБЛТ) «Dr. Dvorkovic & Accociated Inc.» (США), имеющий региональные отделения в Южной Корее, Германии, России и Чехии. В России эти функции исполняет фирма «Информтехнолоджисервис» (Москва), которая в 1991 г. получила исключительное право представлять МБЛТ на территории стран СНГ и Прибалтики.

Для лучшего ориентирования в вопросах международного трансфера технологий полезно знать, что в США приоритетом пользуются трудосберегающие технологии, в Европе – ресурсосберегающие, японские технологии сочетают в себе оба этих компонента, а технологии новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии сравнительно более трудоемки и менее капиталоемки. Поэтому, в зависимости от стратегических целей международной кооперации, возможно делать акцент на экономии материальных или трудовых затрат, на решении проблем занятости, экологических проблем и т. д.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)