Определение целей проекта

Сформулировав миссию проекта, можете начинать определять его цели. Помните, что цели проекта формулируются гораздо более конкретно, чем миссия. Они определяют те результаты, которые должны быть достигнуты для выполнения общей миссии проекта. Цели проекта формулируют также его желаемый результат.

Постановка целей традиционно базировалась на прошлых результатах. Эта практика способствовала закреплению в настоящем грехов прошлого.

Положим, я хочу закончить эту главу к 10 часам утра. Это мой желаемый результат — моя цель. Я достигаю ее, решая ряд задач. В них может входить набор текста на компьютере; просмотр литературы по проблеме, о которой я пишу; звонок коллеге с просьбой прояснить какой-то вопрос; распечатка главы, вычитка и внесение поправок в файл.

Цель обозначает желаемый результат. Задача обозначает действие, совершаемое для достижения этого результата. Цель обычно выражается существительным, тогда как задача — глаголом.

Одна аббревиатура поможет вам запомнить основные характеристики документа, который можно назвать постановкой целей. Мы говорим, что цель должна быть SMART: конкретной, измеримой, достижимой, реальной и определенной по времени (сокращение от соответствующих английских слов: specific, measurable, attainable, realistic, time limited).

Доктор У. Эдвардс Деминг сомневался, нужно ли определять цели и задачи количественно. Он утверждал, что не имеет смысла устанавливать количественные показатели, которые должны быть достигнуты в ходе производственного процесса. По его мнению, если система стабильна, то нет надобности конкретизировать цель, поскольку вы все равно получите то, что система способна произвести. Цель, выходящая за возможности системы, не может быть достигнута.

С другой стороны, согласно тому же Демингу, если система нестабильна (в статистическом смысле слова), то тем более не имеет смысла конкретизировать количественные показатели, поскольку нельзя определить подлинные возможности такой системы.

В работе по проекту мы можем определить потенциал того или иного человека, познакомившись с его прошлыми результатами. Но если только их нет в достаточно большом объеме, точно оценить способности человека все-таки не получится, потому что качество работы людей — величина переменная. Более того, устанавливать какие-то нормы на основе прежних достижений человека не всегда правильно.

Норма должна быть актуальной и действующей именно для данного конкретного случая.
Все мы знаем, что одни люди способны на большее, чем другие. Поэтому сделать какую-то цель или группу целей измеримыми и достижимыми очень трудно. Я расскажу об этом подробнее в главе 6, когда буду говорить об оценке срока проекта.

Для определения целей и задач проекта и мониторинга прогресса в их достижении полезно поставить два вопроса.

  1. Каков желаемый результат? Это система координат по результату. Она помогает сосредоточиться на том результате, который вы хотите достичь, а не на усилиях, которые для этого затрачиваете.
  2. Как мы узнаем, что достигли желаемого результата? Я называю этот вопрос
    «доказательным». Он помогает установить критерии выхода в тех случаях, когда результат не может быть измерен количественно.

Приведу два примера целей.

  • Наша цель состоит в том, чтобы создать одноминутный рекламный ролик, призывающий делать пожертвования в фонд WXYZ, и запустить его на местных телеканалах к 5 июня 2016 года.
  • Наша цель состоит в том, чтобы собрать в фонд пожертвований от местных телезрителей $600 000 к 18 сентября 2016 года.

Характер цели. Обратите внимание, что эти примеры целей не говорят о том, как они будут достигнуты. Я считаю цель заявкой на то, что должно быть достигнуто в результате. Вопрос, «как» этого достичь, относится к сфере решения конкретных проблем, и я предпочитаю оставлять ее открытой, чтобы обсудить пути решения проблем позже. Если заявление о целях того или иного проекта включает в себя также решение сопутствующих проблем, это может «загнать» команду в тот метод работы, который не является для проекта лучшим.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)