Определение претензий и исков

Предприятия, учреждения, а также граждане вправе в установленном транспортными уставами и кодексами порядке обратиться в суд за защитой своих прав и охраняемых законом интересов.

Однако для обращения за защитой своих прав в суд в целях реализации права на принудительное осуществление требований по отношению к нарушителю этих прав предприятие, учреждение, а также граждане должны выполнить определенные действия.

Статья 797 Гражданского кодекса устанавливает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается не только в том, что одна сторона направила другой стороне претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия: сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия – клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявления претензий и исков. В Уставе железнодорожного транспорта порядку предъявления претензий и исков посвящена гл. VIII, в Кодексе торгового мореплавания – гл. XXV, в Кодексе внутреннего водного транспорта – гл. XVIII, в Воздушном кодексе – ст. 125-128, в Уставе автомобильного транспорта – ст.157-168.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

  • претензия заявлена в установленный срок;
  • претензия заявлена надлежащим заявителем;
  • претензия заявлена к надлежащему перевозчику;
  • к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают различные сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов – в течение сорока пяти дней. Это касается железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта.

Указанные сроки исчисляются:

  • по претензиям, относящимся к полной утрате груза, – по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении – по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке. На воздушном транспорте – через 10 дней по истечении срока доставки (ст. 126 ВК);
  • по претензиям, связанным с повреждением или частичной утратой груза, а также с просрочкой его доставки, – со дня выдачи груза;
  • по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, – по истечении срока, установленного для уплаты штрафа (на морском и автомобильном транспорте).На железнодорожном транспорте указанный срок исчисляется по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа (ст. 139 ТУЖД). На воздушном и речном транспорте такие сроки не установлены;
  • во всех остальных случаях – со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии.

Право на предъявление претензии имеют:

  • а) в случае утраты груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления накладной (коносамента – при морских перевозках), грузовой квитанции (накладной) с отметкой железнодорожной станции (порта, аэропорта) назначения о неприбытии груза (при железнодорожных, речных и воздушных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредитной организацией документа об оплате стоимости груза.
    Отметку о неприбытии груза станция (порт, аэропорт) назначения обязана сделать на предъявленной правомочным лицом грузовой квитанции. Отказ станции (порта, аэропорта) сделать такую отметку может быть обжалован в установленном порядке. Доказательством уклонения станции (порта, аэропорта) от отметки в грузовой квитанции о неприбытии груза является копия жалобы и документ, подтверждающий подачу жалобы (почтовая квитанция, расписка в приеме жалобы). Эти доказательства должны прилагаться к претензии;
  • б) в случае недостачи, повреждения (порчи) груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной, а также коммерческого акта или соответствующего документа об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта;
  • в) в случае просрочки доставки груза или в случае задержки выдачи груза – грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления транспортной (грузовой) накладной (коносамента).

В соответствии со ст. 120 Устава железнодорожного транспорта 2003 г. право на предъявление к перевозчику претензий, связанных с осуществлением перевозок грузов, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю) в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.

Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

Следовательно, страховщик до предъявления иска в арбитражный суд должен предъявить железной дороге претензию в установленном Уставом железнодорожного транспорта порядке (если такая претензия не была ранее предъявлена грузоотправителем или грузополучателем) с приложением договора страхования, доказательств уплаты страхового возмещения и документов, указанных в транспортном уставе.

Срок исковой давности при этом должен исчисляться не с момента выплаты страховщиком страхового возмещения, а с момента наступления события, признаваемого основанием для предъявления требования грузоотправителем или грузополучателем (ст. 125 УЖТ).

В случае удовлетворения иска с железной дороги подлежит взысканию сумма в пределах выплаченного страховщиком страхового возмещения, но не более той суммы, которая могла быть взыскана по требованию грузоотправителя или грузополучателя в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта.

На воздушном и морском транспорте право на предъявление претензии к перевозчику кроме лиц, указанных выше, имеет страховщик при предъявлении соответствующих перевозочных документов.

А также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения (ст. 125 ВК, ст. 404 КТМ), причем если в Воздушном кодексе этот порядок не конкретизируется, то в ст. 404 КТМ (п. 1) устанавливается, что передача прав на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином документе.

На практике нередко встречаются случаи, когда грузоотправитель не является владельцем груза, и поэтому у него при предъявлении претензии к перевозчику, связанной с утратой груза, могут возникнуть проблемы.

В подобных ситуациях следует иметь в виду, что грузоотправитель выполняет свои действия в соответствии с договором поручения (ст. 971 ГК) либо в соответствии со ст. 801 ГК, если он, являясь экспедитором, заключил с перевозчиком договор перевозки от своего имени, обеспечивая отправку и получение груза. Претензия такого грузоотправителя (при наличии надлежаще оформленных документов) является обоснованной и подлежит рассмотрению перевозчиком на общих основаниях.

Претензии предъявляются к транспортному предприятию. По штрафам за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) грузоотправителя претензия всегда предъявляется к транспортному предприятию пункта отправления.

Когда перевозки как прямые выполняются несколькими транспортными предприятиями одного вида транспорта, претензии направляются на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – транспортному предприятию пункта назначения, а на автомобильном транспорте при утрате груза – предприятию, принявшему и во всех остальных случаях выдавшему груз.

На морском транспорте претензия предъявляется к транспортной организации, которая осуществляла перевозку, а если перевозка не была совершена – к транспортной организации, которая в соответствии с поданной заявкой (заказом) или договором должна была осуществить перевозку (ст. 403 КТМ).

В отношениях по смешанной перевозке, выполняемой предприятиями нескольких видов транспорта, претензия предъявляется к предприятию конечного пункта назначения груза.

Безусловно, существенным обстоятельством при предъявлении претензии к транспортным организациям являются документы, подтверждающие право требования клиента. Все транспортные уставы и кодексы (за исключением УЖТ и КВВТ) устанавливают порядок, в соответствии с которым перевозочные документы при предъявлении претензии представляются в подлиннике.

Только в ст. 120 УЖТ и ст. 161 КВВТ установлено, что к претензии должны быть приложены подтверждающие предъявленные заявителем требования – подлинные документы или надлежаще заверенные копии документов.

Для рассмотрения транспортным предприятием предъявленной к нему претензии установлен специальный срок.

Статья 797 Гражданского кодекса предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем либо грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок, т.е. перевозчику для ответа на заявленную претензию установлен месячный срок.

Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия. Если претензия отклонена или удовлетворена частично, транспортное предприятие обязано возвратить заявителю претензии приложенные к претензии документы. При удовлетворении претензии полностью документы, представленные заявителем претензии, не возвращаются.

При рассмотрении претензии может быть установлено, что груз переадресован либо выдан другому грузополучателю по заявлению грузоотправителя или первоначального грузополучателя.

В подобных случаях претензия возвращается заявителю с указанием где, когда и кому выдан груз, а также с указанием наименования грузополучателя, которому выдан груз, для непосредственного расчета заявителя с фактическим грузополучателем.

Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает организацию возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражные суды в соответствии с п. 2 ст.148 Арбитражного процессуального кодекса оставляют такие иски без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с транспортной организацией (претензия вообще не предъявлялась).

Вместе с тем Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 12 ноября 1998 г. N 18 (п. 28) указал, что предъявление грузоотправителем или грузополучателем претензии к предприятию железнодорожного транспорта за пределами сроков, предусмотренных в ст. 139 Транспортного устава железных дорог 1998 г., при условии соблюдения установленного данным Уставом порядка предъявления претензий не является основанием к возвращению искового заявления.

Указанное постановление может быть применимо и к Уставу железнодорожного транспорта 2003 г., т.к. в новом Уставе фактически сохранен старый порядок в отношении сроков для предъявления претензий.

Однако если при рассмотрении иска будет установлено, что дело возникло вследствие нарушения истцом предусмотренных ст. 123 Устава железнодорожного транспорта сроков на предъявление претензии к железной дороге, то арбитражный суд в соответствии с п. 1 ст. 111 Арбитражного процессуального кодекса вправе отнести на истца судебные расходы независимо от исхода дела.

При предъявлении претензии железной дороге, устанавливающей сроки для ее предъявления, нередки случаи, когда заявленная с нарушением установленного порядка претензия возвращается заявителю железной дорогой без рассмотрения, а заявитель претензии повторно в пределах срока исковой давности предъявляет претензию в установленном порядке.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 25 января 2001 г. N 1 указывается, что истечение сроков, установленных ст. 139 ТУЖД, не является препятствием к принятию искового заявления к производству арбитражным судом и рассмотрению спора по существу.

И хотя данные разъяснения Пленума касаются только железнодорожных перевозок, полагаем, что они могут быть распространены и на другие перевозки грузов (например, на воздушном транспорте), осуществляемые другими видами транспорта, учитывая однотипность возникающих отношений.

Исковая давность – это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК). С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в принудительном порядке.

Однако право на обращение в суд сохраняется. Статья 199 Гражданского кодекса устанавливает, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

В соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот срок является единым для всех видов транспорта.

Исчисление срока исковой давности на всех видах транспорта начинается в основном со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Таким образом, исчисление начального момента течения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока. К исковой давности, связанной с перевозкой грузов, как и к другим срокам давности, применяются общие правила о давности, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 12).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)