Ограничение доступа к информации

Ограничение доступа к информации, а также условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну определяется федеральным законодательством. Информация, полученная при исполнении должностными лицами профессиональных обязанностей или при осуществлении организациями определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица (организации) федеральным законодательством возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

Важное требование к обладателям информации ограниченного доступа, которым она стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей, – соблюдение её конфиденциальности (то есть она не может передаваться третьи лицам).

Конфиденциальная информация – это документированная информация, то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.

Законом охраняется государственная, служебная, банковская, военная, коммерческая тайна. Часть коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Особой категорией охраняемой законом информации являются персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации гражданину, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая соответствующая информация (ст. 3 федерального закона «О персональных данных»).

Такая информация, по общему правилу, должна оставаться конфиденциальной для третьих лиц (ч. 1 и 2 ст. 7), за исключением случаев, когда:

  • сам гражданин – субъект персональных данных – дает согласие на ее разглашение, в том числе для определенных (ограниченных) целей использования (например, включение данных о сотрудниках организации в общедоступные справочники);
  • законом установлены обязательные требования для предоставления персональных данных (например, обнародование государственными служащими сведений о своих доходах и имуществе);
  • информация о гражданине обезличивается, то есть не позволяет достоверно установить его и, по существу, теряет характер персональных данных (например, гражданин Б., сотрудник коммерческой фирмы).

Также, по общему правилу, не допускаются любые действия по обработке персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных и философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ст. 10 федерального закона «О персональных данных»). Исключение из этого правила закон устанавливает, в частности, для целей отправления правосудия, оказания медицинской помощи, безопасности, оперативно-розыскной деятельности.

Наконец, в ряде случаев закон устанавливает запрет на распространение информации. Так, федеральным законом «Об информации…» (ст. 10) установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Предпринимательская тайна отождествляется с коммерческой тайной.

Коммерческая тайна – это охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.

В соответствии с ГК РФ коммерческой тайной является информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Отнесение тех или иных сведений к коммерческой тайне должно удовлетворять следующим требованиям:

  • их открытое использование может причинить ущерб;
  • фирма может обеспечить сохранение их конфиденциальности;
  • эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственной тайной и не защищены патентом;
  • их сокрытие не наносит вред обществу. При определении информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учитывать, что по степени конфиденциальности вся имеющаяся информация может быть распределена по следующим группам:
  • информация высшей степени конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это угроза высокой степени, и ее реализация может привести к ликвидации фирмы;
  • строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т. п.;
  • конфиденциальная информация – ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, но он может быть преодолен в сравнительно короткие сроки;
  • информация ограниченного доступа – ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления);
  • открытая информация. Ее распространение не представляет угрозы для экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

Каким же образом можно осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии. Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток «кока-кола» производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы.

В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности. Во-вторых, это возможность защиты информации.

Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить, существует ли возможность ее защиты с помощью общих либо специальных мер защиты. В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту. Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

К ним относятся:

  • учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ); документы о платежеспособности;
  • сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, условиях работы, наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о соблюдении установленных правил охраны труда; сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;
  • сведения о нарушении антимонопольного законодательства; сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. Так, не может быть признана коммерческой тайной такая социально значимая информация, как:
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о численности и составе работников предприятия, о системе оплаты и об условиях труда, об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;
  • о загрязнении предприятием окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и населения в целом;
  • сведения, содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 5 федерального закона «О коммерческой тайне»).

В плане защиты наиболее важной информации предприниматель должен решить сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т. п. для того, чтобы они сделали выбор в его пользу.

Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, ноу-хау – контрагентов, финансовое положение – инвесторов.

С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе «золотой середины», то есть определение того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и разглашение которой не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)