Обучение русских лекарей

Систематическое обучение медиков в России началось только лишь с XVIII века. До того времени лекари овладевали врачебным ремеслом самостоятельно. Учеба проходила в виде практики у опытного городского хирурга. Следующей ступенью была полевая служба в качестве помощника войскового лекаря.

После добровольного испытания в Аптекарском приказе молодой лекарь получал официальный статус, подтвержденный бумагой, и набор хирургических инструментов. В Московском государстве общей терапией занимались только иноземные доктора. Местным разрешалось принимать роды, лечить переломы, вывихи, раны, то есть делать все, что относилось к «презренной» хирургии.

В 1654 году при Аптекарском приказе начала работу первая в России Лекарская школа. На полном государственном довольствии в ней учились дети воинов, стрельцов и священников. Курс обучения предусматривал изучение латыни, анатомии, фармации.

Слушателей знакомили с различными методиками лечения болезней и «знаменем немочей», как тогда называли диагностику. В качестве практики будущие лекари собирали лекарственные травы, работали на царских огородах и в аптеке. Заключительным этапом была служба в полку и экзамен перед комиссией Аптекарского приказа.

В отсутствие книг при обучении использовались рукописные травники и лечебники. Наглядные пособия по анатомии, скелеты, атласы, отдельные рисунки завозились из Европы. Основы клинического лечения преподавались по «докторским сказкам» с последующей практикой у постели больного.

Моральный кодекс слушателей Лекарской школы предписывал: «Никому зла не чинить, не пить, не бражничать, никаким воровством не воровать». После 5–7 лет теоретического обучения ученики шли в помощники к иноземным докторам на 5 — 12 лет. Несмотря на нехватку русских медиков, школа работала время от времени.

В классах одновременно находились 10–40 человек, а первый выпуск состоялся уже в 1658 году. За 50 лет Лекарская школа подготовила более 100 специалистов, работавших уже в новых медицинских учреждениях. Одним из них стала гражданская больница, устроенная боярином Ф.М. Ртищевым в собственном доме около 1650 года. Через 30 лет в Москве начали принимать больных государственные «шпитальни», где лечили, ухаживали за калеками и обучали персонал на месте.

Первая медицинская книга появилась только в 1657 году. Трактат А. Везалия «Эпитоме» перевел монах Чудова монастыря Епифаний Славинецкий (1609–1675 годы). Инок из московской обители был весьма примечательной личностью. Получив светское образование в Краковском университете, он преподавал сначала в Киево-Могилянской академии, а затем перешел в Лекарскую школу.

Перевод «Эпитоме» (1658), сделанный монахом Славинецким для патриарха Никона, в течение долгих лет являлся единственным на Руси учебником по анатомии. К сожалению, сохранилось только свидетельство существования книги — запись в списках Патриаршего казенного приказа: «Киевлянину старцу Епифанию, что в Чудовом монастыре живет, перевел на славянский язык государю патриарху дохтурскую книгу, в приказ 10 рублев дать сполна.

Те деньги старцу Епифанию в Чудов монастырь отнес подьячий Иван Зерцалов». Сама рукопись, названная автором «Врачевская анатомия», находилась в Синодальной библиотеке, но во время пожара в Москве в 1812 году сгорела вместе со зданием.

Русские доктора медицины имелись еще в XV столетии, но они работали преимущественно в Европе. Окончив университет в Болонье, доктор философии и медицины Георгий Дрогобыча (1450–1494 годы) представлял Русь в Италии, где остался работать в качестве ректора alma mater. Впоследствии читал лекции в Краковском университете и учебных заведениях Венгрии.

Российским лекарям Дрогобыча знаком как автор трактата «Прогностическое суждение текущего 1483 года Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского университета». Труд вышел в свет на латинском языке и стал первой печатной книгой российского сочинителя, изданной за границей.

Достойным представителем Белой Руси был просветитель, ученый, врач Франциск Скорина (1490–1551 годы). Будучи сыном полоцкого купца, он прошел курс в Краковском университете, где поменял имя Георгий на европейское — Франциск. Продолжал образование в Болонье, затем в Праге. Начиная с 1517 года занимался печатанием русских книг.

В Вильно напечатал церковно-славянский Апостол и церковнославянскую «Малую подорожную книжицу». В 1519 году уже в Праге выпустил «Псалтырь» и 20 отдельных частей Библии, переведенных на славянский язык. В начале 1520-х годов ученый основал типографию в Вильнюсе и продолжил деятельность по формированию белорусского литературного языка.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)