Общие понятия административных правонарушений

Производство по делам об административных правонарушениях в настоящее время регламентируется КоАП РФ, который является основополагающим источником в данной отрасли права. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” разъясняется, что данный Кодекс был введен в действие с 1 июля 2002 г., определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов РФ, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ.

В случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами НК РФ или Федерального закона “Об исполнительном производстве”, содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 10 НК РФ).

Применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть применены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абз. 1 ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.

В случае когда международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, применяются нормы международного договора, имеющие прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации”.

Кодекс определяет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ):

  • своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • разрешение его в точном соответствии с законодательством;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
  • предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.

Каждая из вышеперечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАП РФ.

Существует также ряд принципов по обеспечению законности, предусмотренных КоАП РФ, применяемых при производстве дел об административных правонарушениях, в частности:

  • рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;
  • дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

Под административным правонарушением, исходя из ст. 2.1 КоАП РФ, принято понимать противоправное, виновное деяние субъекта, посягающее на общественные отношения, регулируемые нормами административного права, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)