Общие понятия административных правонарушений
Производство по делам об административных правонарушениях в настоящее время регламентируется КоАП РФ, который является основополагающим источником в данной отрасли права. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” разъясняется, что данный Кодекс был введен в действие с 1 июля 2002 г., определяет условия и основания административной ответственности, виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе подведомственность и подсудность этих дел, а также законы субъектов РФ, принимаемые в соответствии с КоАП РФ по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов РФ.
Применению подлежат только те законы субъектов РФ, которые приняты с учетом положений ст. 1.3 КоАП РФ, определяющих предметы ведения и исключительную компетенцию Российской Федерации. В частности, законом субъекта РФ не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации. В качестве мер административного наказания могут быть применены предупреждение и административный штраф в размере, установленном абз. 1 ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ.
При этом необходимо учитывать разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 “О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации”.
Кодекс определяет следующие задачи производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1 КоАП РФ):
- своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
- разрешение его в точном соответствии с законодательством;
- обеспечение исполнения вынесенного постановления;
- выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
- предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
Каждая из вышеперечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАП РФ.
Существует также ряд принципов по обеспечению законности, предусмотренных КоАП РФ, применяемых при производстве дел об административных правонарушениях, в частности:
- рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется на началах равенства перед законом и органом, рассматривающим дело, всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств;
- дело об административном правонарушении рассматривается открыто.
Под административным правонарушением, исходя из ст. 2.1 КоАП РФ, принято понимать противоправное, виновное деяние субъекта, посягающее на общественные отношения, регулируемые нормами административного права, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
- Особенности рассмотрения мировым судьей уголовных дел частного обвинения
- Особенности производства по делам об административных правонарушениях
- Подсудность дел мировым судьям
- Основания для прекращения производства по делу
- Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность
- Административная ответственность и административное наказание
- Особенности рассмотрения дел по искам об освобождении имущества от ареста
- Особенности рассмотрения дел, связанных с правом собственности на дом или часть дома
- Особенности рассмотрения земельных споров
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу