Общее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях

Выше были рассмотрены психологические проблемы, с которыми сталкиваются современные психологи при возникновении экстремальных ситуаций. Наиболее существенные характеристики подобных ситуаций — внезапность их возникновения и бесконтрольность протекания со стороны человека. Именно эти особенности предопределяют необходимость рассматривать экстремальные ситуации лишь в качестве измененных условий жизни человека, но ни в коей мере не дают основания для их отождествления с деятельностью. Экстремальные ситуации и деятельность в экстремальных условиях — это не одно и то же.

Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что эти же экстремальные ситуации, которые для большинства людей являются именно крайне неблагоприятными ситуациями, для определенной группы людей действительно могут рассматриваться как условия профессиональной деятельности. Те физические, химические, психосоциальные и другие факторы среды обитания, которые для большинства составляют фон экстремальной ситуации, для другой группы могут составлять особенности их профессиональной деятельности. Кого следует отнести к этой группе людей?

К данной группе, прежде всего, следует относить тех, чья профессиональная деятельность протекает в условиях, связанных с риском для жизни. В число таких профессиональных деятельностей входят труд пожарного, спасателей, военнослужащих и др. Специфика подобного вида деятельности заключается в том, что она осуществляется или может осуществляться в условиях реальной витальной угрозы. При этом, несмотря на негативное воздействие разнообразных факторов среды, люди выполняют свои профессиональные обязанности весьма успешно. Невольно возникает вопрос: «Почему большинство лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, частично теряют контроль над своим поведением, а профессионалы в этих условиях действуют успешно?».

Причин, обусловливающих возможность успешной деятельности в экстремальных условиях, так же много, как и факторов, мешающих ее осуществлению. К причинам, обусловливающим возможность успешной деятельности человека в экстремальных условиях, прежде всего следует отнести особенности его личности.

Можно было бы предположить, что бесстрашие, храбрость — те личностные особенности, которые отличают человека, успешно выполняющего свои обязанности в условиях реальной витальной угрозы, от того, кто подавлен и ошеломлен. Однако такая точка зрения верна лишь отчасти. Как пишет Ю. А. Александровский и др., «бесстрашных» психически нормальных людей в общепринятом понимании этого состояния не бывает. При возникновении любой осознаваемой человеком экстремальной ситуации, содержащей угрозу для его жизни, у него возникает тревожное состояние и страх. Иначе, вероятно, быть не может, поскольку тревога — это один из механизмов, позволяющих человеку чувствовать опасность и своевременно на нее реагировать, приводя в действие системы экстренной мобилизации энергетических ресурсов организма. Различие в поведении людей, выполняющих профессиональные обязанности в экстремальных условиях деятельности, в большей степени обусловлены их способностью контролировать свое состояние, адекватно оценивать возникшую ситуацию и своевременно принимать решения. В свою очередь, уровень развития данных способностей во многом определяется уровнем нервно-психической устойчивости и психологической готовности к действию в экстремальных условиях.

Следует отметить, что в научной литературе уже достаточно давно встречается термин «нервно-психическая неустойчивость». Данное понятие не имеет единого общепринятого толкования. Оно объединяет в себе целый класс нервно-психических явлений и нервно-психических нарушений, не имеющих четко выраженной симптоматики. Люди с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются выраженной эмоционально-волевой лабильностью, что проявляется в эмоциональной неуравновешенности и неадекватном поведении. Кроме этого, для них характерна повышенная утомляемость, в том числе при умственной деятельности и общении с людьми. Нервно-психическая неустойчивость предполагает и различные вегетативные проявления, такие как тремор, покраснение или, наоборот, бледность кожных покровов, повышенную потливость и др. С точки зрения психофизиологии, объединяет все эти явления в один класс неустойчивость в протекании нервных и психических процессов.

Противоположным по смыслу понятию «нервно-психическая неустойчивость» является «нервно-психическая устойчивость». Уровень нервно-психической устойчивости характеризует степень устойчивости протекания психофизиологических и психических процессов, а следовательно, характеризует степень выраженности у человека признаков нервно-психической неустойчивости. Как правило, диагностика нервно-психической неустойчивости и нервно-психической устойчивости може т осуществляться по одним и тем же тестам. Че м выше уровень нервно-психической устойчивости, тем выше устойчивость протекания психических процессов, тем выше вероятность сохранения адекватности поведения в экстремальных условиях деятельности.

По мнению многих исследователей, такое явление, как нервно-психическая неустойчивость, имеет двойственную природу. С одной стороны, оно обусловлено генетически, а с другой — особенностями воспитания и развития человека. Подобное положение дел позволяет ставить вопрос о возможности отбора людей для деятельности в особых и экстремальных условиях. Но для того чтобы осуществить профессиональный отбор, необходимо знать, развитие каких психофизиологических и личностных качеств следует обязательно оценивать. Нервно-психическая устойчивость — не единственная характеристика, определяющая успешность деятельности человека в сложных условиях. Поэтому исследования, посвященные выявлению данных индивидуально-психологических и личностных характеристик, в течение длительного времени оставались (и остаются) актуальными.

Не меньшее значение для успешной деятельности в особых или экстремальных условиях имеет степень психологической готовности человека к работе в подобных условиях. Процесс подготовки человека к выполнению определенной деятельности в необычных условиях предполагает знание того, как и к чему готовить. Сама по себе эта задача подготовки к деятельности в особых или экстремальных условиях выполнима, но требует организации и проведения целого комплекса научно-обоснованных медицинских, психологических и социально-психологических мероприятий.

Таким образом, на основе вышеприведенного материала мы можем утверждать, что между понятиями «деятельность в экстремальных условиях» и «экстремальные ситуации» действительно существуют принципиальные различия. Эти различия представлены в табл. 23.2.

Деятельность в экстремальных условиях не проходит бесследно даже для профессионалов. В значительной степени это обусловлено характером смены деятельности, что требует адаптационной перестройки функционирования структур организма и механизмов регуляции мотивированного поведения. Для сохранения их работоспособности и профессионального здоровья целесообразно осуществлять мероприятия медико-психологического сопровождения, а после завершения деятельности — медико-психологической реабилитации. Если подобные мероприятия не проводить, то существенно повышается риск возникновения различных психогенных расстройств и психосоматических нарушений. В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в том, что большинство психогенных расстройств обусловлено сменой деятельности, а точнее, особенностями адаптации к новым условиям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)