Общее и особенное в генезисе воспитания и школы

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе
цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.

Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы
разложения первобытной формации.

Этот процесс был многовековым, исторически длительным.

Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми
способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.

В древнейших государствах, пришедших нацмену архаичным союзам племен, воспитание и обучение
осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому
строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания.

Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.),
книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита
(середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Так, в “Притчах” мы читаем: “Слушайте, дети, наставления отца и внимайте, чтобы научиться разуму”.

Основная педагогическая идея “Притчей” – призвание отца быть наставником, почитание родителей: “Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает матерью своей”.

Одновременно с укреплением общественных государственных структур для специальной подготовки
чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных
экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя
хронологически существование этих цивилизаций не совпадало, тем не менее им были присущи сходные
структуры, в том числе – воспитания и обучения.

Такая общность – объективное следствие того, что возникновение школы пришлось на переходную эпоху – от общинно-родового строя к социально дифференцированному обществу.

Подобная типологичность подтверждается тем, что древние цивилизации имели принципиально общее в сфере воспитания и обучения, несмотря на то, что существовали изолированно друг от друга.

Убедительным аргументом в пользу такой типологичности служит история древних цивилизаций
Южной Америки, возникших в 3 – 2 тысячелетиях до н. э. Не будучи связаны с остальным миром, они тем не менее выработали опыт обучения и воспитания, сходный с опытом древних цивилизаций Древнего Востока.

Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер.

Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой – воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.

Переходный период, когда зародились первые человеческие цивилизации, характеризовался
глубинными переменами в практике воспитания и обучения: качественно менялись способы передачи
культурного наследия предков от взрослых к детям. Возникали специальные образовательные структуры
для обучения подрастающего поколения.

В эту эпоху как бы завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое
(рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации приблизительно с 3 тысячелетия до н. э. начали частично заменяться собственно письменностью – клинописной и иероглифической.

Возникновение и развитие письменности – важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от
пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на
отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо
становится технически более сложным и требует специального обучения.

Дальнейшее развитие письма, связанное с появлением сначала слогового (в древней Ассирии), а затем фонетического (в древней Финикии) письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте, что увеличивало “производительные возможности” школы.

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности – учителя.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости.

Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.

Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо
религия была носителем идеалов воспитания и обучения Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества.

По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними – и сфера, содержание, методы воспитания и обучения.

Средоточием обучения и воспитания древнейших восточных цивилизаций были семья, церковь и государство.

Поскольку семья была не в состоянии обеспечить общество достаточным числом людей, сведущих в чтении, письме, законах, для пополнения сословия чиновников их подготовкой стали заниматься воспитательные учреждения, создававшиеся светской властью и служителями культов.

Обучение и воспитание в течение весьма длительного времени носили крайне рутинный характер. Из-за сложностей письма процесс обучения грамоте был продолжительным и мучительным.

Содержание образования выглядело крайне скудным и узкоспециальным, оно закрепляло человека в жестких рамках определенного общественного положения.

К 1-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание.

Помимо представителей аристократии и служителей культа, в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Однако абсолютное большинство населения по-прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.

Возникнув как определенный итог общественного развития, школа приобретала относительную независимость и стала выполнять роль стимулятора прогресса.

Так, школа письма, закрепляя результаты передачи опыта поколений, в свою очередь, позволяла обществу двигаться вперед без значительных потерь из накопленного в прошлом, что было неизбежно до появления письма и школы.

Школу и воспитание Древнего Востока следует рассматривать как нечто относительно цельное и одновременно как следствие специфического развития каждой из древневосточных цивилизаций, обладавших устойчивыми особенностями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)