Общая характеристика государства и права стран Востока в Средние века

Термин «Средние века» по отношению к странам Востока весьма условен. Если применительно к Западной Европе Средневековье ведет свое начало с распада Римской империи, варварских завоеваний, возникновения на Западе новой цивилизации и государственности, то аналогичный рубеж в истории Востока выделить не удается. На Востоке нет четкой границы между древностью и средневековьем. Вот почему к Средним векам стран Востока относят первые семнадцать столетий нашей эры или их средневековую историю ведут условно с V–VII вв., когда китайская конфуцианско-буддистская и индо-буддистская цивилизации значительно расширяют зоны своего влияния. Верхний предел средневекового Востока принято связывать с XVI–XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговли и колониальной экспансии.

Таковы хронологические рамки истории государства и права стран Востока в Средние века. Однако более или менее четко какие-либо качественные рубежи в их развитии не устанавливаются. Здесь в течение всего времени Средневековья государственные образования сохраняли многие черты своих ранних состояний («длительно довольствовались прошлым, без мысли об усовершенствованиях»).

Эволюция государства и права стран Востока имела такие внешние отличия, как меньшая степень динамизма («застойный характер развития»); особая устойчивость общественных отношений с преобладанием верховной собственности государства на землю и общинным землевладением; безраздельное господство монархической формы правления, имевшей зачастую характер восточной деспотии; преобладание черт раннего состояния права. В главном это те же отличия, которые позволяют различать Восток и Запад в Древнем мире.

В средневековой истории государства и права стран Востока невозможно, например, четко установить стадиальность развития, присущую римской государственности или средневековым государствам стран Европы. Не удается выделить этапы, подобные сеньориальной или сословно-представительной монархиям на Западе. Широкое влияние религии или этико-политического учения конфуцианства, определявших образ жизни народов Востока, не сопровождалось таким явлением, как инквизиция. Особенности истории стран Востока иногда характеризуют как особый путь развития (с совершенствованием и упорядочением на одном уровне), а их государственные образования и право относят к особенному типу.

В последующем изложении в качестве типичного примера приводится история государства и права Арабского халифата; на основе сравнительного метода выделяются особенности государственности Индии и Китая. Вместе с тем необходимо четко представлять, что приводимый фактический материал по отдельным странам не охватывает всего многообразия форм средневековых государств Востока. Ограниченность объема учебника, а также подчас слабая изученность ранних ступеней развития «традиционных обществ» ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки объясняют изложение истории государства и права в отдельных характерных и типичных примерах. Такой подход к объекту изучения если и не позволяет окинуть мысленным взором все огромное разнообразие правового материала большого числа стран (объять необъятное), то все же эффективно приближает к искомому результату.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)