Объект нормотворчества
Любой правовой акт направлен на урегулирование определенных общественных отношений, которые являются объектом правотворчества. Иными словами, это те нормы права, которые вступают в силу с принятием нормативного правового акта и позволяют при должной реализации обеспечить достижение целей государственной власти.
Как указывают современные правоведы, вполне понятно, что существовавшая в рабовладельческом строе экономическая, политическая и иная среда, важнейшее влияние на которую оказывала частная собственность не только на орудия труда, средства производства но и на людей-рабов требовала для своего нормального функционирования принятия и реализации одних законов. В то же время в условиях существования более поздних экономических, политических, социальных и иных систем (феодализм, капитализм, социализм) требовались совсем другие законы.
Выбирать объект нормотворчества нужно с учетом следующих положений.
Во-первых, в сферу правового регулирования должны входить те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.
Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, причем каждый из них идет на некоторое ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.
В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.
В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным выше признакам.
Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности в денежном эквиваленте). Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Во вторую группу входят отношения по властному управлению обществом. Эти отношения также отвечают всем признакам, по которым их можно включить в сферу правового регулирования. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество.
Третью группу составляют отношения по обеспечению правопорядка. Эти отношения призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.
Данные отношения возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных ранее сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования, являются объектом нормотворчества. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования.
От характера, вида общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависит степень интенсивности правового регулирования, т.е. широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
- Составление заключения
- Юридико-лингвистическая неопределенность
- Нормативные коллизии
- Коорупциогенные факторы
- Субъекты экспертной деятельности
- Виды экспертиз нормативного акта
- Правовая экспертиза нормативного правового акта
- Правовая демагогия
- Общие требования к оформлению проектов нормативных правовых актов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу