Нормы воздушного права и их реализация
«Норма» (лат.) означает правило, образец, точное предписание. Каждая норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, который устанавливается государством. Он определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.
Под внутренней свободой понимается способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения, под внешней свободой – возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире. Указанные обстоятельства определяют в конечном итоге структуру любой нормы воздушного права, каждая из составляющих частей которой (гипотеза, диспозиция, санкция) дает ответ на поставленные выше вопросы.
Для воздушного права характерно то обстоятельство, что составные части правовых норм, как правило, зафиксированы в различных местах. Гипотеза и диспозиция часто совмещаются, а санкция может быть вообще отделена и представлена в другой норме или даже ином нормативном правовом акте.
В процессе реализации норм воздушного права происходит сообразование поведения субъектов правоотношений с правилами, изложенными в правовой норме. Можно выделить четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм воздушного права означает воздержание от действий, отнесенных воздушным законодательством к разряду запрещенных.
Исполнение норм воздушного права предусматривает обязательное совершение определенных, предписанных этими нормами действий или выполнение конкретных обязанностей.
Использование норм воздушного права предлагает реализацию конкретными лицами своих прав. Например, предоставляя услуги и льготы пассажирам гражданских воздушных судов (ГВС) законодатель определяет права пассажира, которыми он может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
Самостоятельным видом реализации норм воздушного права является применение. Эта форма реализации норм воздушного права имеет место в процессе властной деятельности должностных лиц, которая состоит в применении общего правила к конкретному случаю и издании актов применения.
Нормы воздушного права излагаются в отдельных статьях правовых актов. Статья может содержать несколько правовых норм, либо, наоборот, одна норма может быть представлена в нескольких статьях нормативного правового акта.
Умение определять элементы нормы воздушного права является необходимым условием правильного понимания смысла этой нормы и правильного ее применения на практике.
Норма воздушного права по своему содержанию носит общий характер. Она не предполагает конкретных исполнителей, рассчитана на многократное применение.
- Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
- Лица, имеющие право на предъявление требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты
- Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также ручной клади
- Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна
- Неполучение груза
- Отказ в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком
- Прекращение по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза
- Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
- Услуги и льготы, предоставляемые пассажирам воздушных судов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу