Направления воздействий физических упражнений на человека

Под содержанием понимают совокупность процессов, составляющих основу предмета или явления. Для того, чтобы четко определить содержание физических упражнений, необходимо выделить внешнюю их сторону (двигательные действия, из которых состоит физическое упражнение) и их внутреннюю сторону (изменения в организме, происходящие под воздействием данных упражнений). Например, такие двигательные действия, как бег и приседания, отличаются друг от друга и движениями, входящими в их состав, и, соответственно, характером воздействий на организм (задействованы различные мышцы, различна интенсивность морфофункциональных сдвигов в организме и т.д.).

Существуют основные группы физических упражнений, преимущественно направленных на решение конкретных задач физического воспитания:

  • для развития двигательных способностей;
  • для формирования двигательных умений и навыков;
  • оздоровительные (рекреационные);
  • для совершенствования восприятий, представлений о движении (т.е. создающие зрительный, логический и двигательный образы техники двигательного действия);
  • для развития волевых качеств, эмоциональной устойчивости и формирования поведения человека в экстремальных условиях соревновательной деятельности.

Наиболее полное представление о видах и направлениях воздействия физических упражнений дает их классификация (табл. 1).

Направления воздействий физических упражнений на человека

Напомним, что классификация – это некая совокупность, упорядоченная по определенному признаку. Наибольший интерес для практики физического воспитания представляет классификация физических упражнений, предложенная Л.П. Матвеевым (рис. 1).

Направления воздействий физических упражнений на человека

В упрощенной форме данная классификация представлена на рисунке 2.

Направления воздействий физических упражнений на человека

Соревновательное упражнение – упражнение, выполняемое в соответствии с действующими правилами соревнований. Подготовительное упражнение направлено на развитие необходимых для техничного выполнения элемента физических качеств. Подводящее упражнение – упражнение, облегчающее выполнение технически сложного элемента (как правило, используется двигательный опыт обучаемого).

Имитационное упражнение – упражнение, сходное по структуре с изучаемым, но выполняемое в измененных условиях и с помощью специальных устройств.

Данная классификация отражает большое многообразие физических упражнений и направлений их воздействия на организм. Необходимо заметить, что приведенная классификация не может быть названа полной, так как в ней, в частности, практически не затронуты виды прикладных физических упражнений, которых достаточно много, поскольку сама физическая культура имеет множество форм и функций

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)