Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров

Обращение приговора к исполнению возложено на суд, постановивший приговор (ст. 359 УПК). Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. Прокурор следит за тем, чтобы установленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался.

Обращая приговор к исполнению, судья направляет распоряжение:

  • администрации следственного изолятора, если осужденный приговорен к лишению свободы и к моменту постановления приговора содержится под стражей;
  • начальнику местного (районного, городского) органа юстиции, когда осужденный к лишению свободы к моменту обращения приговора к исполнению находится на свободе;
  • уголовно-исполнительной инспекции районного (межрайонного) или городского отдела управления органов юстиции при осуждении виновного к исправительным работам;
  • судебному приставу-исполнителю – в случае необходимости взыскания штрафа, осуществления конфискации имущества, взыскания причиненного материального ущерба и возмещения гражданского иска;
  • администрации предприятия, учреждения или организации в случаях назначения судом такой меры наказания, как увольнение от должности;
  • органам управления различных ведомств, если осужденный лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • военному командованию, если осужденный подлежит направлению в дисциплинарную воинскую часть.

Необходимо подчеркнуть, что надзор прокурора в сфере обращения приговора к. исполнению распространяется на весьма широкий круг органов и должностных лиц, причастных к исполнению судебных приговоров. К их числу следует отнести суды, судебных приставов, органы юстиции, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительные учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, медицинские учреждения и т. д.

Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц, государственных органов и общественных организаций строго соответствовали закону, чтобы предписания суда, содержащиеся в приговоре, своевременно и точно исполнялись. Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы своей деятельности и применяет присущие этой деятельности средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на незаконные акты судебного пристава или вносит представления в органы суда, местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенное нарушение закона.

На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор за соблюдением установленной законом своевременности обращения приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении установленного законом срока на его обжалование или по оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии со ст. 356 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции.

Оправдательный приговор и приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно по его провозглашении. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.

В тех случаях, когда кассационная инстанция принимает решение об освобождении осужденного из-под стражи в связи с прекращением дела или заменой лишения свободы иным наказанием, не связанным с лишением свободы, копия определения в течение суток направляется непосредственно администрации места лишения свободы, минуя суд первой инстанции (ст. 354 УПК).

Интересно
Если кассационная инстанция выносит определение об отсрочке исполнения обжалованного или опротестованного приговора, то копия определения направляется также администрации места лишения свободы. Определение кассационной инстанции подлежит немедленному исполнению. Прокурор следит также и за тем, чтобы суды в целях повышения воспитательного и предупредительного воздействия направляли копии приговоров по месту работы, учебы или месту жительства осужденного.

Говоря о прокурорском надзоре за законностью обращения приговоров к исполнению, следует подчеркнуть, что прокуроры уделяют большее внимание надзору за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы, и не всегда осуществляют должный надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с иными видами как основного, так и дополнительного наказания, а также за исполнением законов по различного рода имущественным взысканиям.

Вот почему Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. привлекает внимание прокуроров к осуществлению должного надзора за своевременностью и правильностью исполнения всех, без исключения, судебных приговоров. В связи с этим необходимо раскрыть некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением судебных приговоров, связанных с различного вида наказаниями.

Прокурор должен следить за соблюдением установленного законом (ст. 368 УПК) правила: если приговор приводится в исполнение вне района деятельности суда (судьи, мирового судьи), постановившего приговор, то эти вопросы разрешаются мировым судьей по делам, отнесенным к его подсудности, и судьей одноименного суда, по остальным делам при отсутствии в районе исполнения приговора одноименного суда или мирового судьи – судьей вышестоящего суда. В этом случае копия постановления направляется суду (судье, мировому судье), постановившему приговор.

Наибольшую сложность в осуществлении этого надзора составляют приговоры, по которым осужденные приговорены к мерам наказания в виде лишения свободы. При назначении наказания, связанного с лишением свободы, суд определяет вид исправительного учреждения (исправительная колония, колония-поселение, тюрьма, воспитательная колония для несовершеннолетних), а если речь идет о лишении свободы, то и вид исправительной колонии (общего, строгого и особого режима).

Прокурор следит за тем, чтобы судом строго исполнялось требование закона (ст. 315 УПК) в части направления осужденных к лишению свободы в одно из указанных в законе ИУ, колонию-поселение или тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее 10-дневного срока со дня обращения приговора к исполнению, либо со дня вступления приговора в законную силу.

В отдельных случаях осужденный может быть оставлен в следственном изоляторе, если это вызывается необходимостью производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом. Этот вопрос решается только с санкции прокурора. Прокурор может оставить осужденного в следственном изоляторе на срок до 2-х месяцев, а Генеральный прокурор Российской Федерации – до 4-х месяцев.

Осуществляя надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров, связанных с лишением свободы, прокурор обязан систематически знакомиться с данными учета и регистрации уголовных дел в суде, в которых отражается движение уголовного дела. Необходимо также проводить целевые проверки исполнения законов об обращении приговора к исполнению за определенный период или по определенной категории уголовных дел.

Проверяя законность содержания заключенных в следственных изоляторах, прокурор убеждается в своевременном и законном обращении к исполнению приговоров, по которым виновные осуждены к лишению свободы.
Установив нарушение закона, определяющего порядок обращения приговоров к исполнению, прокурор вносит представление председателю суда по месту обращения приговора к исполнению или председателю вышестоящего суда, либо местному органу юстиции. Если обнаружено существенное нарушение закона, например, приговор вовсе остался не обращенным к исполнению, то прокурор возбуждает вопрос о дисциплинарной ответственности судей или должностных лиц исправительных учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)