Надежность профессиональной деятельности

По данным отечественных и зарубежных социологических опросов, среди всех сфер жизнедеятельности трудовая оказывает самое сильное влияние на здоровье, главным образом ухудшая его. Из всех факторов образа жизни, отрицательно влияющих на здоровье, трудовую деятельность респонденты называют чаще всего. Причем постоянное нервное напряжение, утомление отмечаются в качестве самого отрицательного фактора профессиональной деятельности с точки зрения его влияния на здоровье. Вместе с тем к субъекту профессиональной деятельности предъявляются определенные требования по надежности ее исполнения. В принципе, истоки психической ненадежности могут быть связаны с ошибками в протекании тех или иных психических процессов, с нарушениями в саморегуляции психических состояний, с недостаточной выраженностью определенных черт личности. Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельности. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом нормального, здорового функционирования различных подсистем организма и психики человека. Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификацией, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если с его физическим или психическим здоровьем не все благополучно. Так, например, исследования В. А. Пономаренко показали, что у военных летчиков, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем, регистрируется больше предпосылок к летным происшествиям, больше ошибочных действий при переучивании и освоении новой техники, чаще встречаются затруднения в профессиональной деятельности.

На надежность работы человека, приступившего к регулярной профессиональной деятельности после необходимой подготовки и первичной адаптации, будут оказывать влияние различные факторы. К числу наиболее значимых среди них можно отнести поддержание мотивации к выполняемой деятельности, переживаемые в процессе труда функциональные состояния (утомление, монотония, психический стресс), психологический климат в трудовом коллективе и др. Очень многое зависит и от того, насколько полно и правильно учтены психогигиенические факторы. Прежде всего, это установление режима труда и отдыха, организация рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физической среды и др. Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера и уровень ее нравственности. Причем ряд из них выступает в таком качестве едва ли не в любом виде профессиональной деятельности. В их число входят самоконтроль, ответственность, чувство долга, дисциплинированность, самооценка, воля и самообладание. Напомним, что эти свойства личности уже назывались нами выше, когда речь шла о классификации критериев психического здоровья.

Не только профессиональное мастерство, но и нравственные качества работников влияют на их профессиональное долголетие, надежность и безопасность их труда. Гордость за качественно выполненную работу, профессиональная честность, осознание не только юридической, но и моральной ответственности перед людьми, благополучие, а нередко и жизнь которых вверены ему по долгу службы, — все это обязательные слагаемые моральной надежности специалиста. Особое место среди них принадлежит совести или, иначе говоря, нравственному самоконтролю личности (вспомним, что и эти черты нравственной сферы человека тоже были названы нами при обсуждении состава критериев психического здоровья).

Оправданный поиск возможных причин ненадежных действий субъекта труда осуществляется в соответствии с раскрытием динамики работоспособности, характеристикой ее основных фаз (врабатываемости, устойчивой работоспособности и ее падения), выявлением тех факторов, от которых зависит их продолжительность.

Для фазы врабатываемости характерно постепенное нарастание работоспособности. Эта фаза сопровождается процессом адаптации человека к новым требованиям. Соответственно она предполагает определенные затраты времени приближения работающего человека к зоне требуемых значений по безошибочности, точности и быстроте выполняемых действий, т. е. переход его в фазу устойчивой работоспособности.

Наступление третьей фазы сопровождается падением работоспособности, обусловленным развитием утомления. Это психическое состояние — одно из самых распространенных в практике профессиональной деятельности. Устойчивое пребывание в нем представляет серьезную угрозу соматическому и психическому здоровью работника. Его характерные признаки проявления заключаются в следующем.

Общее снижение работоспособности осознается человеком как невозможность продолжать свою деятельность должным образом. Внимание — один из психических процессов, на который утомление оказывает наиболее сильное воздействие. Расстройство внимания выражается в сужении его объема, ухудшении переключения и распределения. Затруднения в сенсорной области сводятся к увеличению абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. В моторной сфере утомление вызывает нарушение ритма, точности и координации движений. Увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Снижаются показатели кратковременной памяти, темп мышления, точность и скорость образования логических взаимосвязей. В целом отмечается ухудшение качества умственной работы, Снижается эффективность самоконтроля и соответственно возрастает число ошибочных действий. В состоянии утомления ослабляются важные характеристики воли: решительность, настойчивость, выдержка. Развивается сонливость, влияющая на безопасность деятельности.

Понятно, что измерение утомления представляет собой задачу исключительной практической важности. Приоритет в ее решении принадлежит русскому психиатру И. Сикорскому, который в 1879 г. впервые попытался измерить утомление. Для этой цели он предлагал ученикам утром, а затем после окончания занятий писать диктант, длившийся 15 минут. Оказалось, что после завершения учебного д ня число ошибок возрастало на 33 %. Интересные мысли по обсуждаемому вопросу были высказаны немецким педагогом М. Оффнером. Он предложил различать субъективный и объективный методы в измерении утомления. В основу первого могут быть положены переживания субъективных симптомов утомления, доступные только самому утомленному лицу. Однако, поясняет Оффнер, субъективные симптомы нельзя признать абсолютно надежными, а для измерения утомления они явно недостаточны. Настроение сильно влияет на переживание чувства усталости. Например, когда мы веселы, то не чувствуем утомления. Напротив, если грустим, находимся в подавленном состоянии, то работа может вызвать в нас чувство усталости. В состоянии испуга или страха мы нередко забываем об утомлении, как бы оно ни было сильно выражено. Глоток вина, чашка крепкого чая или кофе на некоторое время снимают усталость, придавая нам обманчивое чувство свежести и полной работоспособности. Объективный же метод, предложенный Оффнером, предполагает физиологические и психологические измерения утомления, осуществляемые другими лицами. В их основе лежат подлинные изменения физиологических функций, а также характер физических и психических действий субъекта утомления. Оффнер особо подчеркивает, что соответствие между субъективными симптомами и реальным психофизиологическим состоянием довольно шатко, поэтому создается определенный простор для рискованных заключений относительно степени выраженности чувства усталости.

Эта тема получила дальнейшее развитие в 1960-1970-е гг. в отечественной инженерной психологии в связи с разработкой концепции объективного контроля за состоянием человека-оператора, управляющего сложными техническими системами. Дл я такого контроля было предложено использовать методы автоматического распознавания образов и объективные критерии, с помощью которых в процессе работы можно регистрировать качественные характеристики состояния оператора: напряженность, усталость, степень концентрации внимания, готовность к выполнению действия и др. Введение объективного контроля за психофизиологическим состоянием оператора было прежде всего направлено на предотвращение временно-устойчивых отказов в его работе (например, из-за чрезмерного переутомления) и исключение возможных аварийных последствий. Такое своевременное «схватывание» начала развития угрожающего состояния у оператора давало возможность передать его функции оператору-дублеру или перевести систему на режим автоматического управления. Чтобы выполнять свое предназначение, контроль за состоянием оператора должен отвечать определенным требованиям:

  • отличаться высоким быстродействием;
  • осуществляться непрерывно;
  • обеспечивать простоту регистрации психофизиологических характеристик;
  • его аппаратурные средства не должны стеснять действия оператора.

Обычно в качестве источников информации о состоянии оператора используются биоэлектрические процессы (электроэнцефалограмма, кожно-гальваническая реакция), неэлектрические характеристики дыхания, давления крови, температуры тела, речи. Сравнительно недавно показана возможность использования для этих целей биоэлектрических характеристик биологически активных точек. Сегодня проблема объективного контроля психофизиологического состояния ставится шире, т. е. не только применительно к профессиям операторского профиля . Речь идет о необходимости соответствующих мероприятий, направленных на постоянный контроль за состоянием здоровья человека, включенного в реальный производственный процесс. Дл я этого предлагается вводить мониторинг физиологических функций человека, на основании которого можно было бы осуществлять экспресс-диагностику состояния и выявлять лиц, работающих с высоким уровнем психоэмоционального напряжения («группа риска»). По мере оптимизации режимов труда и отдыха, совершенствования системы профессионального подбора персонала необходимость в непрерывном контроле состояния работников уже не будет столь выраженной и можно будет переходить к контролю, носящему эпизодический характер.

Еще одно современное направление по обеспечению надежности профессиональной деятельности связано с разработкой оздоровительных программ для персонала. Конкретный опыт их применения уже накоплен в целом ряде зарубежных организаций. В основу таких программ положены следующие предпосылки:

  1. Образ жизни оказывает важное влияние на здоровье человека.
  2. Люди могут изменить свои привычки, если им оказать соответствующую помощь.
  3. Рабочее место наиболее эффективно для помощи такого рода, так как люди проводят на рабочем месте много времени.

Руководство организаций должно быть заинтересовано в реализации программ поддержки здоровья, так как они позволяют повысить надежность и производительность труда, сократив количество больничных листов, снизить затраты на оплату страховки, улучшить психологический климат в коллективе.

Обычно реализация программ «за хорошее здоровье» разворачивается во времени в следующей последовательности.

  1. Работников знакомят с основными факторами риска для здоровья. Это, прежде всего, неправильное питание; недостаток физической активности; курение; употребление алкоголя, наркотиков; излишний вес.
  2. Работники получают информацию относительно их собственных факторов риска. Этому предшествует медицинское обследование и заполнение опросника о стиле жизни.
  3. Чтобы снизить влияние фактора или факторов риска, разрабатывается индивидуальный план здорового образа (стиля) жизни. Он включает информацию о принципах здорового образа жизни, обучение техникам самоуправления стрессом, обучение навыкам измерения кровяного давления, рекомендации по изменению образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья и др.
  4. Организация оказывает поддержку своим работникам в изменении их образа жизни. Все исследования проводятся в рабочее время, на добровольной основе; оплачивается медицинская страховка.

Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятельности человека, в том числе и его трудовой деятельности, надо признать, что одним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию здоровья и в целом профессиональному долголетию, является психологический стресс. Остановимся на этом вопросе специально.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)