Международные основные нормы безопасности ОНБ-97

Основные требования к защите людей от облучения в результате воздействия ионизирующего излучения и к безопасности источников излучения обычно излагаются в нормах радиационной безопасности. Основополагающий сборник международных норм таких норм озаглавлен «Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения». ОНБ опубликованы в Серии изданий по безопасности, № 115, МАГАТЭ, Вена, 1997. Коротко остановимся на провозглашенных здесь требованиях, поскольку они достаточно полно отражаются в аналогичных нормах различных государств, в том числе – России.

Интересно
Нормы безопасности применяются к практической деятельности, включая любые источники в рамках такой практической деятельности, и вмешательствам, которые осуществляются в каком-либо государстве, которое решает принять настоящие Нормы или просит любую из организаций-спонсоров обеспечить применение ОНБ-97. Главными сторонами, выполняющими основные обязанности по применению настоящих Норм, являются: зарегистрированные лица или лицензиаты; и наниматели.

Любое облучение, величина или вероятность которого по существу не поддаются контролю на основе требований, рассматривается как исключенное из сферы их действия. (Примерами являются облучение от 40K в организме, от космических лучей на поверхности Земли и от не измененных человеком концентраций радионуклидов в большинстве сырьевых материалов).

Общие обязанности главных сторон в рамках требований, определенных регулирующим органом, заключаются в том, чтобы:

  • устанавливать цели защиты и безопасности согласно соответствующим требованиям настоящих Норм;
  • разрабатывать, осуществлять и документально оформлять программу защиты и безопасности, соответствующую характеру и степени рисков, связанных с практической деятельностью и вмешательствами, за которые они несут ответственность, и достаточную для обеспечения соблюдения требований настоящих Норм.

В рамках этой программы:

  • определять меры и ресурсы, необходимые для достижения таких целей защиты и безопасности, и обеспечивать выделение ресурсов и надлежащее осуществление этих мер;
  • непрерывно следить за этими мерами и ресурсами и регулярно проверять достижение целей защиты и безопасности;
  • выявлять любые проблемы и недостатки, связанные с мерами и ресурсами для защиты и безопасности, и предпринимать шаги по их устранению и предотвращению их повторного возникновения;
  • обеспечивать, в надлежащих случаях через представителей, условия, способствующие проведению консультаций и сотрудничеству в области защиты и безопасности между всеми заинтересованными сторонами;
  • вести надлежащие регистрационные записи, касающиеся выполнения своих обязанностей.

Главные стороны позволяют надлежащим образом уполномоченным представителям регулирующего органа и, где это применимо, соответствующих организаций-спонсоров инспектировать свои регистрационные записи, касающиеся защиты и безопасности, а также проводить надлежащие инспекции разрешенной им деятельности. В случае нарушения какого-либо применимого требования норм безопасности главные стороны: расследуют нарушение, причины и обстоятельства его возникновения и последствия; принимают надлежащие меры по устранению обстоятельств, которые привели к нарушению, и предотвращению повторения подобных нарушений; сообщают регулирующему органу и, где это применимо, соответствующим организациям-спонсорам о причинах нарушения и о принимаемых или намечаемых корректирующих или превентивных мерах; предпринимают любые другие необходимые действия в соответствии с требованиями Норм. Сообщение о нарушении Норм безопасности передается оперативно, а в случае, когда возникла или возникает ситуация, связанная с аварийным облучением, — немедленно.

Непринятие корректирующих или превентивных мер в разумные сроки в соответствии с национальными регулирующими положениями дает основание для изменения, приостановки или прекращения действия любого разрешения, которое было выдано регулирующим органом или, когда это применимо, соответствующей организацией-спонсором. Преднамеренное нарушение, попытка нарушения или сговор с целью нарушения любого из требований Норм подпадают под действие относящихся к таким деяниям положений, предусмотренных соответствующим национальным законодательством государства, или регулирующим органом.

Виды практической деятельности, к которой применяются ОНБ, включают:

  • производство источников и использование излучения или радиоактивных веществ для медицинских, промышленных, ветеринарных, сельскохозяйственных целей или для образования, подготовки кадров и научных исследований, включая любую связанную с таким использованием деятельность, которая сопряжена или может быть сопряжена с облучением в результате воздействия излучения или радиоактивных веществ;
  • производство ядерной энергии, включая любую деятельность в области ядерного топливного цикла, которая сопряжена или может быть сопряжена с облучением в результате воздействия излучения или радиоактивных веществ;
  • практическую деятельность, связанную с облучением от природных источников, которые указаны регулирующим органом как требующие контроля;
  • любую другую практическую деятельность, указанную регулирующим органом.

Источники в рамках любой практической деятельности, на которую распространяются требования ОНБ-97 в отношении практической деятельности, включают:

  • радиоактивные вещества и устройства, содержащие радиоактивные вещества или создающие излучение, включая потребительскую продукцию, закрытые источники, открытые источники и генераторы излучения, включая передвижное радиографическое оборудование;
  • установки и объекты, на которых имеются радиоактивные вещества или устройства, создающие излучение, включая облучательные установки, рудники и предприятия по переработке радиоактивных руд, установки по переработке радиоактивных веществ, ядерные установки и установки для обращения с радиоактивными отходами;
  • любой другой источник, определенный регулирующим органом. Требования Норм применяются к любому отдельному источнику излучения в этой установке или на этом объекте и ко всей установке или объекту, которые в соответствии с требованиями регулирующего органа рассматриваются в качестве источника.

Облучением, на которое распространяются требования настоящих Норм, является любое профессиональное облучение, медицинское облучение или облучение населения, создаваемое соответствующей практической деятельностью или источником в рамках любой соответствующей практической деятельности, включая как нормальное облучение, таки потенциальное облучение.

Облучение от природных источников, как правило, рассматривается как ситуация хронического облучения и в случае необходимости подпадает под действие требований, касающихся вмешательства; однако:

  • облучение населения, обусловленное выбросами эффлюентов или захоронением радиоактивных отходов в результате практической деятельности, связанной с природными источниками, подпадает под действие приведенных в Нормах требований, касающихся практической деятельности, если это облучение не является исключенным, а данная практическая деятельность или данный источник не являются изъятыми;
  • профессиональное облучение работников от природных источников подпадает под действие требований в отношении практической деятельности, приведенных в настоящем разделе, если эти источники вызывают:
  • облучение от радона, неизбежное при работе или непосредственно связанное с их работой, вне зависимости от того, превышает ли это облучение соответствующий уровень действий для восстановительных мер, касающихся ситуаций хронического облучения, связанных с радоном на рабочих местах, если данное облучение не является исключенным, а данная практическая деятельность или данный источник не являются изъятыми;
  • или облучение радоном, свойственное их работе, но превышающее уровень действий для восстановительных мер, касающихся ситуаций хронического облучения, связанных с радоном на рабочих местах, если данное облучение не является исключенным, а данная практическая деятельность или данный источник не являются изъятыми;
  • или облучение, указанное регулирующим органом как подпадающее под действие таких требований.

Любое юридическое лицо, намеревающееся осуществлять любое из действий, связанных с использованием источников ионизирующих излучений, представляет регулирующему органу уведомление о таком намерении. Юридическое лицо, ответственное за любой закрытый источник, открытый источник или генератор излучения, если этот источник не является изъятым, подает в регулирующий орган заявку на разрешение, которое имеет форму либо регистрации, либо лицензии.

Интересно
Юридическое лицо, ответственное за любую облучательную установку, рудник или предприятие по переработке радиоактивных руд, установку по переработке радиоактивных веществ, ядерную установку, установку для обращения с радиоактивными отходами или за любое использование источника, который регулирующим органом не определен как приемлемый для регистрации, подает в регулирующий орган заявку на разрешение, которое имеет форму лицензии.

Источники, включая вещества, материалы и предметы, в рамках практической деятельности, в отношении которой направлено уведомление, или разрешенной практической деятельности могут быть освобождены от дальнейшего действия требований Норм, если они соответствуют уровням освобождения от контроля, утвержденным регулирующим органом.

За исключением обоснованной практической деятельности, связанной с медицинским облучением, следующая практическая деятельность расценивается как необоснованная во всех случаях, когда она приводит к увеличению (в силу преднамеренного добавления радиоактивных веществ или за счет активации) активности соответствующих товаров или продукции:

  • практическая деятельность, связанная с производством пищевых продуктов, напитков, косметических изделий или любых других товаров или продукции, предназначенных для ингаляционного, перорального или чрескожного поступления в организм человека или для применения человеком;
  • практическая деятельность, связанная с необдуманным использованием излучения или радиоактивных веществ при производстве таких товаров или продукции, как игрушки и ювелирные изделия или украшения.

Нормальное облучение отдельных лиц ограничивается таким образом, чтобы ни суммарная эффективная доза, ни суммарная эквивалентная доза, получаемые соответствующими органами или тканями в результате возможного сочетания облучений от разрешенной практической деятельности, не превышали любого из соответствующих пределов дозы, указанных в Нормах. Пределы дозы не применяются к медицинскому облучению в рамках разрешенной практической деятельности.

В отношении облучения от любого конкретного источника в рамках какой-либо практической деятельности, за исключением терапевтического медицинского облучения, защита и безопасность оптимизируются, с тем чтобы уровень индивидуальных доз, число людей, подвергающихся облучению, и вероятность облучения сохранялись на разумно достижимом низком уровне с учетом экономических и социальных факторов – при том понимании, что дозы, получаемые отдельными лицами от этого источника, обусловлены граничными дозами.

В процесс оптимизации мер защиты и безопасности могут входить различные элементы – от проведения интуитивного качественного анализа до количественного анализа с использованием методов содействия принятию решений, но он должен давать возможность для последовательного учета всех соответствующих факторов, имея в виду достижение следующих целей:

  • определять оптимальные в существующих обстоятельствах меры защиты и безопасности с учетом имеющихся вариантов обеспечения защиты и безопасности, а также характера, величины и вероятности облучения;
  • на основе результатов такой оптимизации устанавливать критерии для ограничения величины облучения и его вероятности с помощью мер, направленных на предотвращение аварий и смягчение их последствий.

За исключением медицинского облучения, оптимизация мер защиты и безопасности, связанных с тем или иным источником в рамках практической деятельности, обусловлена граничными дозами, которые:

  • не превышают ни соответствующие значения, установленные или согласованные для такого источника регулирующим органом, ни значения, которые могут привести к превышению пределов дозы;
  • для любого источника (включая установки для обращения с радиоактивными отходами), сопряженного с выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду, обеспечивают условия, при которых суммарный эффект каждого годового выброса от источника будет ограничен так, чтобы эффективная доза в любой год, получаемая любым лицом из состава населения, включая тех, кто находится вдали от источника, и тех, кто будет жить в будущем, едва ли могла превысить любой соответствующий предел дозы с учетом потенциальных суммарных выбросов и облучения от всех других соответствующих контролируемых источников и видов практической деятельности.

C тем чтобы стимулировать критический подход и стремление к знаниям в сфере защиты и безопасности и исключить успокоенность, прививается и поддерживается культура безопасности, которая обеспечивает:

  • принятие политики и процедур, которые определяют защиту и безопасность в качестве высшего приоритета;
  • немедленное выявление и устранение проблем, влияющих на защиту и безопасность, с учетом значимости этих проблем;
  • четкое определение обязанностей каждого лица, в том числе работников высшего управленческого звена, в области обеспечения защиты и безопасности и наличие у каждого лица надлежащей подготовки и квалификации;
  • четкое разграничение полномочий в принятии решений по вопросам защиты и безопасности;
  • принятие организационных мер и установление каналов связи, которые позволяют обеспечить обмен соответствующей информацией, касающейся защиты и безопасности, на различных уровнях в организации зарегистрированного лица или лицензиата и между такими уровнями.

Внедряются программы обеспечения качества, которые в соответствующих случаях обеспечивают:

  • достаточные гарантии соблюдения указанных требований, касающихся защиты и безопасности;
  • механизмы контроля качества и процедуры рассмотрения и оценки общей эффективности мер защиты и безопасности.

В целях предоставления консультаций по вопросам соблюдения Норм выявляются эксперты и обеспечивается их участие. Зарегистрированные лица и лицензиаты информируют регулирующий орган о принимаемых ими мерах в целях обеспечения услуг экспертов, необходимых для предоставления консультаций по вопросам соблюдения Норм. Такая предоставляемая информация включает сведения о круге функций всех выявленных экспертов.

Соответствующие главные стороны обеспечивают, чтобы меры защиты и безопасности в отношении практической деятельности и источников, за которые они несут ответственность, помимо ядерных установок для обращения с радиоактивными отходами, осуществлялись согласно взаимосвязанным техническим требованиям. Эти технические требования применяются в надлежащих случаях и в объеме, соответствующем величине и вероятности облучения, ожидаемого от данной практической деятельности или источника.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)