Методы изучения ЦНС

Существуют два большие группы методов изучения ЦНС:

  1. Экспериментальный метод, который проводится на животных.
  2. Клинический метод, который применим к человеку.

К числу экспериментальных методов классической физиологии относятся методы, направленные на активацию или подавление изучаемого нервного образования. К ним относятся:

  • метод поперечной перерезки ЦНС на различных уровнях;
  • метод экстирпации (удаления различных отделов, денервации органа);
  • метод раздражения путем активирования (адекватное раздражение – раздражение электрическим импульсом, схожим с нервным; неадекватное раздражение – раздражение химическими соединениями, градуируемое раздражение электрическим током) или подавления (блокирования передачи возбуждения под действием холода, химических агентов, постоянного тока);
  • наблюдение (один из старейших, не утративших своего значения метод изучения функционирования ЦНС. Он может быть использован самостоятельно, чаще используется в сочетании с другими методами).

Экспериментальные методы при проведении опыта часто сочетаются друг с другом.

Клинический метод направлен на изучение физиологического состояния ЦНС у человека. Он включает в себя следующие методы:

  • наблюдение;
  • метод регистрации и анализа электрических потенциалов головного мозга (электро-, пневмо-, магнитоэнцефалография);
  • метод радиоизотопов (исследует нейрогуморальные регуляторные системы);
  • условно-рефлекторный метод (изучает функции коры головного мозга в механизме обучения, развития адаптационного поведения);
  • метод анкетирования (оценивает интегративные функции коры головного мозга);
  • метод моделирования (математического моделирования, физического и т. д.). Моделью является искусственно созданный механизм, который имеет определенное функциональное подобие с исследуемым механизмом организма человека;
  • кибернетический метод (изучает процессы управления и связи в нервной системе).

Кибернетический метод направлен на изучение организации (системных свойств нервной системы на различных уровнях), управления (отбора и реализации воздействий, необходимых для обеспечения работы органа или системы), информационной деятельности (способности воспринимать и перерабатывать информацию – импульс в целях приспособления организма к изменениям окружающей среды).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)