Методы информационного права и правовое регулирование

В информационном праве используется вся совокупность способов регулирующего воздействия на информационные правоотношения, т.е. как диспозитивное регулирование (свобода выбора, равенство сторон, децентрализация, координация), так и императивное регулирование (централизованное осуществление властных полномочий, строгая субординация).

  • Метод отрасли права – это характер волеизъявления одного субъекта правоотношений в отношении другого. Любая отрасль права использует следующие методы в качестве правового регулирования:
    • предписания;
    • запреты или дозволения.

Включенность различных методов в систему информационного права не означает их произвольного столкновения или конкуренции. Дискуссии по вопросам значительности тех или иных методов для информационного права можно примирить, только выработав самостоятельную правовую систему для разрешения проблем, возникающих в отношениях информационного свойства.

Глобальное информационное сообщество основано на фундаментальном компромиссе: с одной стороны, его существование требует передачи огромных массивов информации, с другой стороны, если не обеспечивается соответствующий контроль, могут быть существенно нарушены частные права.

Защита частных интересов должна основываться на следующих принципах:

  • тот, кто собирает информацию, должен поставить в известность потребителя о том, какая информация собирается и как с ней предполагается поступить;
  • тот, кто собирает информацию, должен обеспечить возможность для потребителя ограничить использование персональной информации. Вопросы, связанные с защитой частных интересов, решаются во многих странах мира на уровне законов, принципов саморегуляции и административных мер.

Различие в подходах может вызвать нарушение трансграничного обмена информацией. Так, Европейское сообщество приняло директиву, которая запрещает обмен персональными данными с теми странами, где, по его мнению, не обеспечена необходимая защита персональных данных лиц, проживающих в странах ЕС. США намерены обсуждать вопросы обмена персональными данными со своими торговыми партнерами с целью выработки решений на основе рыночных механизмов для недопущения блокирования информационных потоков.

США являются пионером по практическому осуществлению информационной инфраструктуры – ими впервые создана основа информационного общества. В 1993 г. Правительство США выпустило доклад с планами развития национальной информационной инфраструктуры, была создана рабочая группа по информационной инфраструктуре.

В соответствии с этим докладом в США было утверждено строительство информационной супермагистрали как технического средства, позволяющего каждому найти нужную информацию.

Под информационной супермагистралью понималась совокупность всех технологий, связанных с информацией:

  • телевидение;
  • компьютерные сети;
  • спутниковое вещание;
  • технологии on-line.

В феврале 1996 г. в США издан Закон о телекоммуникациях – самый квалифицированный документ, регулирующий информационные отношения. Администрация США рассматривает вопрос о защите персональных данных как имеющий критическое значение и полагает, что частные усилия предпринимателей и потребителей предпочтительней вмешательства власти. Тем не менее, если эти усилия не приведут к эффективному решению проблемы, правительство пересмотрит свою политику в данном вопросе.

Политика США в области безопасности Если не будут соблюдены требования к конфиденциальности информации в Интернете, то это поставит под сомнение развитие электронной коммерции в целом. Необходимо обеспечить безопасность и надежность телекоммуникационных сетей, а также подготовку пользователей глобальной информационной инфраструктуры, которые понимают, как защищать свои системы и данные.

Для обеспечения этих требований администрация США поддерживает развитие самостоятельных, действующих на рыночных принципах криптографических инфраструктур, которые будут обеспечивать идентификацию, целостность и конфиденциальность. Тем не менее администрация работает совместно с конгрессом над разработкой законодательства, которое будет способствовать развитию криптографических инфраструктур.

Кроме того, следует отметить, что существует специфика в правовом регулировании глобального информационного пространства в отдельных европейских странах, например Швеции – стимулирование социальных программ, во Франции – техническое обеспечение. Другим примером может служить Германия. В отличие от американского подхода германские законодатели возлагают на провайдеров услуг ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они осведомлены об этом содержании и блокирование его технически возможно и обосновано.

Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке “незаконной” информации. Закон также возлагает на провайдеров услуг ответственность за содержание “собственной” информации, которую они предоставляют для использования. Закон освобождает провайдеров услуг от ответственности за содержание, предоставляемое третьей стороной, только в том случае, если они обеспечивают только доступ к информации.

Интересно
Закон ФРГ содержит также существенные положения, касающиеся электронной коммерции, обязывает поставщика товара или услуг предоставлять потребителю необходимые данные о себе, определяет принципы, соблюдение которых требуется при работе с персональными данными.

Определяет обязанности провайдера по защите данных, а также определяет понятие данных, вытекающих из договорных отношений между провайдером услуг и пользователем (договорные данные), и действия, которые провайдер должен совершить с текущими данными и данными для расчетов. Этот опыт в регулировании вопросов, связанных с электронной коммерцией, повлиял на европейскую политику в данной области.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)