Методика миокинетической психодиагностики
На протяжении XX века широкое распространение получило использование психомоторных методов в целях диагностики личности. В первую очередь, это относится к графическим движениям. Среди этих методов следует выделить интеллектуальные тесты, пиктограммы, рисуночные методики, графологию. Особое место в этом ряду занимает методика миокинетической диагностики Мира-Лопеца.
Это проективная методика исследования личности на основе анализа исполнения графических движений руки. Предложена в 1939 г. и опубликована в 1954 г. испанским психологом Э. Мира-Лопецом (в литературе встречается и иная транкрипция фамилии автора: Е. Мира-и-Лопес). В дальнейшем методика переиздавалась. На русском языке наиболее полное и точное изложение подготовлено Н. А. Грищенко (СПб. госуниверситет) и опубликовано в сокращенном варианте в 1987 г и полностью в 2002 г издательством «Речь».
В основе методики лежит идея о возможности судить о психических явлениях (в том числе о личностных свойствах) по их внешним проявлениям в различных движениях. Эта идея исходит из понимания психомоторики как объективизации всех форм психического отражения через мышечные движения. Особая тонкость и социализированность графических движений позволяет их использовать в качестве индикатора работы психики на высших уровнях регуляции, соответствующих личностной организации человека. Во многих психологических и психофизиологических исследованиях именно графические движения используются для оценки нейродинамических, темпераментных и характерологических особенностей человека.
Мира-Лопец исходил из предположения, что доминирующая половина тела (правая или левая) лучше контролируется сознанием, чем другая половина. Поэтому ее моторные выражения должны обнаруживать установки и намерения, связанные с актуальными и характерологическими реакциями личности. Движения же менее развитой половины тела объективируют установки и склонности, связанные с инстинктивными и темпераментными стереотипами реагирования. Этим положениям Мира-Лопец придал статус «принципа миокинетической диссоциации», положенного в теоретическую основу его эмпирической методики.
Понимание психомоторики как объективизатора внутренней жизни позволяет сделать следующий ряд рассуждений. Присущие человеку психические свойства, в том числе личностного уровня, предопределяют характерное для него поведение, т. е. систематическое воспроизведение типичной для него системы реакций и действий, объективируемых в двигательных актах, и стимулируют преимущественное развитие соответствующих мышечных групп. Следовательно, выполнение каких-либо регламентированных движений с участием этих мышц должно сопровождаться отклонениями в их сторону вследствие их доминирования над другими участвующими в этом движении мыщц. При возможности действенного контроля субъектом своих движений (например, с помощью зрения) эти отклонения все время корректируются (вспомним принцип сенсорных коррекций Бернштейна). При невозможности или затрудненности такого контроля отклонения не компенсируются и могут служить индикаторами доминирующих реакций и действий, а следовательно, и психических качеств личности.
Методика включает пять субтестов, два из которых содержат по два задания. В каждом из них испытуемому предлагается после ознакомления с заданием и нескольких тренировочных упражнений воспроизвести на бланке вслепую некоторые стандартные графические изображения (набор линий определенной конфигурации и размеров). Вид линий рисунка определяет и название каждого субтеста: линеограмма, зигзаги, лестница, цепи, параллели. Бланк представляет собой лист бумаги с ограниченным рабочим полем (10 на 26 см), на котором представлены образцы рисунков, подлежащих воспроизведению. Здесь же ориентацией рисунков и стрелками обозначены варианты направления движения руки при рисовании: влево – вправо, вверх – вниз, от себя – к себе.
Опыты проводятся для левой и правой рук поочередно. Исключение для «зигзагов», где работа ведется одновременно двумя руками. При выполнении заданий испытуемый осуществляет двоякую регуляцию:
- регулирует положение руки относительно тела и заданной траектории изображения, т. е. воспроизводит общую «конструкцию» требуемого изображения (по терминологии Мира-Лопеца – макрорисунка),
- регулирует движения руки (и в частности, кисти) относительно отдельных участков рисунка, его деталей (микрорисунка).
Тестирование производится при горизонтальном и вертикальном положении рабочего поля. В первом случае движения выполняются в направлении «влево – вправо» (что обозначено как движения в горизонтальной плоскости) и «от себя – к себе» (в саггитальной плоскости). Во втором случае движения производятся «вверх – вниз» (вертикальная плоскость). По окончании опытов измеряются отклонения полученных рисунков от эталонных: разница в размерах и сдвиги в расположении (в линейном и угловом выражениях). Усредненные по каждому тесту результаты сравниваются со стандартизованными шкалами.
«Разница между значениями отклонений правой и левой руки говорит о степени внутриличностной интегрированности, то есть большем или меньшем совпадении устойчивых, глубинных, конституциональных установок и установок приобретенных, поверхностных, проходящих. Первые, или особенности темперамента, отчетливее проявляются в действиях «менее социализированной» или неведущей руки (чаще левой), в то время как вторые, или характерологические, проявляются в движениях той руки, которой субъект владеет лучше (чаще правой). В эксперименте с зигзагами, выполняемом двумя руками одновременно, выявляется способность индивида компенсировать свою дезинтеграцию, иными словами, то, насколько действия одной руки влияют на действия другой в ходе выполнения задания».
Автор методики рекомендует проводить опыты и анализировать их итоги в определенной последовательности:
- линеограммы,
- зигзаги (и круги),
- лестницы,
- цепи,
- параллели (и скобки),
- интрапсихическая когерентность.
Под последней понимается «константность, наблюдаемая при сравнении характеристик движения правой (реактивной, ситуативной, фенотипической) и левой (конституциональной, постоянной, генотипической) рук».
Методика дает возможность оценивать целый ряд личностных особенностей человека:
- Постоянные, коституциональные, генотипические стереотипы реагирования, которые выражаются в характере движений неведущей руки.
- Ситуационные, поверхностные, временные, фенотипические особенности реагирования, которые выражаются в движениях ведущей руки.
- Степень интрапсихической когерентности, выявляемой через соотношение отклонений в движениях правой и левой рук.
- Уровень агрессивности. Определяется с помощью средневзвешенного показателя первичных отклонений в заданиях, выполняемых в саггитальной плоскости.
- Склонность к депрессии или эйфорической экзальтации.Определяется с помощью средневзвешенного показателя первичных отклонений в заданиях, выполняемых в вертикальной плоскости.
- Преобладание экстратенсии или интротенсии (двигательных коррелятов личностных параметров экстраверсии иинтроверсии). Определяется по первичному отклонению в заданиях, выполняемых в горизонтальной плоскости, и повернется данными об осевом отклонении зигзагов, цепей и параллелей.
- Врожденный уровень эмотивности. Определяется по вторичному отклонению движений левой руки.
- Склонность к тревоге или апатии.
- Преобладание возбуждения или торможения.
- Уровень интеллектуального развития.
- Признаки наличия конфликтных ситуаций или дезориентации.
- Признаки наличия патологических особенностей личности.
К последним Мира-Лопец относил следующие характеристики, тщательно изученные им и другими исследователями с помощью миокинетической методики на довольно обширных контингентах испытуемых:
- особенности личности представителей «примитивных» племен;
- личностные особенности лиц, осужденных за убийство;
- особенности психопатических личностей;
- симптомы шизофрении;
- симптомы циклофрении;
- симптомы эпилептоидных особенностей (дизритмия);
- симптомы врожденной (олигофрения) и приобретенной (деменция) умственной отсталости; 8) симптомы психозов органического происхождения;
- симптомы неврологических нарушений .
Миокинетическая методика апробирована Мира-Лопецом и его коллегами на общей выборке более двух тысяч человек для различных категорий испытуемых: взрослых и детей (от 10 до 20 лет); мужчин и женщин; психически здоровых и больных; социально «нормальных» и «отклоняющихся» (преступники-убийцы); представителей народов «цивилизованных» (стран Южной Америки и Западной Европы) и «отсталых» («примитивные» племена Южной Америки и Северной Африки). Для многих категорий определены ориентировочные «нормы», а в ряде случаев и разработаны «стандартные шкалы» по основным показателям субтестов.
Методика проверена автором и другими исследователями на валидность и надежность. Положительные данные на этот счет были получены в 1970-е годы Н. А. Грищенко-Розе и Л. А. Головей при сопоставлении результатов тестирования по методике Мира-Лопе-ца с объективными показателями интеллекта, нейродинамики и личностных характеристик значительных контингентов испытуемых. Эти данные доказали, что психомоторные характеристики действительно входят в основную структуру личности.
- Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности
- Общие методы исследования отдельных движений и действий
- Общее представление о праксиметрии
- Метод вызванных потенциалов
- Электроэнцефалография (ЭЭГ)
- Методы исследования работы соматической нервной системы
- Методы исследования работы глаз
- Методы исследования работы пищеварительной системы
- Методы исследования работы дыхательной системы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу