Лицензирование и лимитирование природопользования

1. Лицензирование
2. Лицензионный орган
3. Состав лицензии
4. Проекты лимитов

Особый порядок лицензирования регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензия, официальный документ, который можно исполнять  указанный  в ней вид деятельности и выделяет обязательные для исполнения требования его осуществления. Лицензия представляется одним из оснований создания права природопользования. Приобретение лицензии необходимо при возникновении права пользования участком недр, объектами животного мира, участком лесного фонда, права комплексного природопользования. Кроме того, разные виды деятельности могут использоваться исключительно только на основании лицензии. Лицензированию подлежат утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ; проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита, осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

В лицензии указываются:

  • вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • срок действия лицензии;
  • условия использования лицензируемого вида деятельности (правила и нормы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность, перечень мероприятий по обеспечению экологической безопасности, дополнительные условия, отражающие специфические особенности лицензируемого вида деятельности и др).

Самыми важными данными, которые нужно показать для получения лицензии, являются:

  • сведения о профессиональной подготовке специалистов, произвести возможно только осуществив лицензируемого вида деятельности. При недочете указанных сведений лицензионный орган может сделать аттестацию специалистов на профессиональную пригодность;
  • информация о нормативно-методическом обеспечении, об организационно-технических случаях и материально-техническом оснащении для проработки видов деятельности, информация о предыдущей деятельности и опыте работы;
  • экологическое обоснование деятельности (для особых видов деятельности, связанных с обращением с отходами и проведением природоохранных работ на территориях акваториях) природных и хозяйственных объектов, также рекультивацией указанных территорий).

Для принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган:

  • делает экспертизу используемых материалов с оценкой их полноты и достоверности, соответствия условий лицензируемого вида деятельности экологическим требованиям, установленным для него в нормативных документах;
  • ставит условия действия лицензии (лицензионные условия);
  • организует в случае неизбежности проведение независимой экспертизы и экологического аудита.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии происходит в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами. В виду этого проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

Лицензии выдаются на срок не более трех лет. А так же выдаются лицензии на срок до трех лет по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещена.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации, смены наименования юридического лица, смены паспортных данных физического лица, утраты лицензии, лицензия должна быть переоформлена.

Лицензионный орган вправе прекратить действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

  • представления лицензиатом соответствующего заявления;
  • обнаружения неверных данных в документах, предложенных для получения лицензии;
  • нарушения лицензиатом условий, определенных в лицензии;
  • необнаруженные лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или прекращения ими деятельности юридического лица, а также физического лица, обучающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
  • ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

В случае особых перемен обстоятельств, вызвавшие промедление действия лицензии, действие лицензии должно быть восстановлено. Лицензия и договор на природопользование имеются основания формирования права природопользования.

Лицензия состоит из следующих сведений, в которых данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, взаимосвязанных с природопользованием; список используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; список, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий.

Если лицензия состоит по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности, как для органов власти, так и для природопользователя.

Природоресурсное законодательство предполагает специфические виды договоров. Примером может быть, законодательство о недрах – лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство – договор пользования водным объектом; земельное законодательство – договор аренды и временного пользования земельным участком. В виду этого, договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В некоторых  ситуациях заключения договора не требуется, например, при кратковременном лесопользовании или при использовании объектами животного мира гражданами.

Проекты лимитов придумывается предприятиями, учреждениями и организациями – природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые обосновываются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов применения природных ресурсов. Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых природных ресурсов и могут изменяться с учетом совершенствования техники, улучшения технологических процессов, трансформации потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов:

  • нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;
  •  лимиты водопользования – предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;
  • расчетная лесосека – норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях – по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;
  • лимиты использования объектов животного мира – устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
  • лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)