Литература и проза в золотой век русской культуры

Романтизм первой трети XIX в. эволюционировал в реализм «Капитанской дочки» позднего А. С. Пушкина.

Реалистический период характерен для всего XIX столетия, но различают реализм пушкинский и реализм критический, нашедший свое высшее выражение в творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, а также психологический реализм Ф. М. Достоевского и философский реализм Л. Н. Толстого.

Ставший героем русской реалистической прозы разночинец борется против певцов «дворянской усадьбы» (в «Отцах и детях» буквально сталкиваются нигилист Базаров и дворяне 1840-х гг.).

Вслед за пушкинским пришел гоголевский период русской литературы («Мертвые души» вышли в свет в 1842 г.). Реалистическую школу, во главе которой видели Гоголя, назвали «натуральной», и ее продолжали такие художники-реалисты, как Тургенев, Гончаров, ранний Достоевский.

Добавим, что в «Семейной хронике» С. Т. Аксакова (1791 — 1859) присутствуют основы той эпичности русской литературы XIX в., которые в полной мере проявились в творчестве дружившего с Аксаковым Гоголя, а затем перешли к Достоевскому и Льву Толстому.

По мнению В. В. Кожинова, «русский роман явился вершиной в истории этого жанра — основного для литературы Нового времени». Почему?

Наиболее характерной чертой романа выступает целостное отражение действительности, а именно стремление к целостности — отличительная особенность русского мышления. Как романс есть торжество синтеза, так роман — торжество целостности, только романс — это малая форма, а роман — большая.

Русскую литературу недаром сравнивают по ее масштабности с эпосом. Целостность произведений Гоголя и Льва Толстого давала основания связывать первого с Гомером и говорить о «Мертвых душах» как о современном эпосе (или, в более сглаженной форме, о «ренессансном реализме» и соответственно сравнивать с Шекспиром). Толстой, бесспорно, вышел на этот уровень эпопеей «Война и мир».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)