Концептуальная модель управления развитием персонала

В соответствии с концепцией самодвижения, саморазвития, самоуправления объекты природы и социума порождаются средой и развиваются под ее воздействием. Однако с некоторого времени объекты развития начинают неадекватно реагировать на внешнюю среду. Они имеют потенциал к саморазвитию и, следовательно, к самоуправлению.

Человек, персонал организации — объект целостный, обладающий сложной внутренней структурой. В силу процессов самоорганизации в нем усложняются связи между компонентами его целостности или происходит диалектический цикл индивидуального развития. Так как человек — сложная многоуровневая биосоциальная и духовная система, то происходящий цикл развития, в результате которого более высокие уровни достигаются качественно разными стадиями развития, осуществляется развертыванием его внутреннего содержания. В случае нереализации потенциала саморазвития усложнение и интеграция структурных элементов идут до определенного предела. Процесс развития определяется внутренними источниками самодвижения материи. Это результат внутреннего противоречия, когда человек — и субъект и объект собственной деятельности. Как продукт общества и культуры он реализует собственную потребность и субъективную волю.

Развитие человека связано с его проблемно ориентированной рефлексией, т. е. осознанием проблемной ситуации и мыслительной организацией ее решения. При общем онтологическом (сущностном воззрении на объект развития, позволяющем осуществлять объектно каузальный анализ) подходе к обсуждению проблемы развития необходимо:

  • совместить механизм развития с механизмами рефлексии, мышления и деятельности;
  • включить онтологическое рассуждение в мышление в целом, мышление — в рефлексию, сопровождаемую сознанием, самосознанием и волей, а рефлексию — в целое меняющейся деятельности;
  • свести онтологическое в мышлении к объектной интерпретации синтетического предиката (значение или понятие, не зависящее от особенностей мыслящего), если он претендует на заместительное представление о целостности того, о чем идет речь, т. е. о целостности универсумального типа.

Содержанием представлений об объекте развития выступает цикл его бытия. Сущность объекта развития предопределяет ее проявления в тех или иных условиях среды. Результат функционирования развивающегося объекта — определенная форма движения к новому — форма развития (рис. 1.3). Содержанием ее является изменение развивающегося объекта, составляющего вместе с формой процесс развития. Форма развития как устойчивая связь составляющих его изменений детерминирует характер изменений, повторяет апробированные в прошлом и фиксирует способы возникновения нового, проявляется в форме законов, структуры, организации развития.

Функционирование и развитие сложноорганизованных систем предполагает их внутреннюю и внешнюю детерминацию. В сложных самоуправляемых системах отмечается самодетерминация, характеризующаяся целесообразной направленностью активности, требующей соответствующей стратегии для сохранения устойчивости системы. Сложноорганизованная самоуправляющаяся система сохраняет устойчивость посредством извлечения из окружающей среды информации, энергии и вещества. В “развитии формы” есть шаг самоактуализации сущности, меняющий внутренние условия для реагирования на внешние. Сущностная картина развития объекта, построенная псевдогенетически (мыслительной реконструкцией линии развития), показывает путь развития, выступает средством “обнаружения” шага в развитии.

Что создает потребность в развитии? Обратимся к онтологическому анализу. Как устроен организм человека? Упрощая и абстрагируя, можно сказать, что организм есть “нечто”, обладающее как своей формой (план устройства), так и морфологией (то, из чего оно состоит). Форма дает определенность морфологии (см. рис. 1.3).

В контексте развития профессиональных качеств персонала, особенно управленческого, механизм рефлексивной самоорганизации человека становится ведущим в его самосовершенствовании.

Деятельность персонала организации происходит в соответствии с должностными инструкциями, планами выполнения работ, технологиями производства товаров или услуг. Эта нормативная деятельность имеет определенные формы, например, бригадная форма организации труда или функциональные, технологические формы кооперации (разделения) труда. Для исследования управленческой деятельности по развитию персонала выделяется сущность развития абстрагированием от конкретного труда.

“Нормальная” деятельность персонала (на языке абстракций “бытие нечто”) возникает при заполнении формы. Но форма, по онтологическим требованиям (допущениям) и конструкции этой абстракции, обладает стремлением к самосохранности. Поэтому, если работа персонала (морфология) заполняет форму, то она либо сохраняет свойства формы, либо разрушает или видоизменяет их. Особенность формы в том, что она может изменяться лишь как самоизменяющаяся (технологию может сменить тот, кто ее ввел как норму труда). Однако форма должна быть чувствительной к возможности изменений и иметь потенциал своего изменения. В простейшем случае форма сохраняется, но за счет трансформации самой морфологии (например, рабочей силы).

Итак, нечто нормально функционирует, если морфология способна подстроиться к требованиям формы и как бы ее заполнять. Если же морфология несамосохранения начинает не соответствовать требованиям формы, то нечто либо разрушается (не соблюдает принцип соответствия), либо трансформируется путем трансформации сначала самой формы (под “требования” морфологии), а затем морфологизации новой (рис. 1.4). В результате нечто 1 становится нечто 2.

В том случае, когда несоответствие ведет к вытеснению морфологии, переставшей ей соответствовать, форма у нечто становится не заполненной (первоначально всегда частично) и требующей заполнения. Это временное состояние, не опасное для самого нечто, и есть состоянием потребности (рис. 1.5).

Следовательно, можно предположить, что морфология обладает активностью самотрансформации независимо от внешних причин, а форма самотрансформируется при их наличии (рис. 1.6).

Однако это касается функционирования. В развитии появляется особая активность формы, когда ее трансформация становится как бы не обусловленной извне. Для организма (человека) это самоизменение включено в цикл созревания. У человека в ходе социализации и окультуривания сочетается естественное (созревание как биологического существа) и социокультурное развитие (как личности). При этом сразу же возникает вопрос о допустимых развивающих трансформациях в социокультурных средах.

Если соответствие формы и морфологии является условием функционирования нечто, и потребностные состояния обеспечивают динамизм его статики, пульсирование активности, то трансформация формы (например, ее усложнение), должна быть обеспечена морфологизацией. Возможность морфологизации позволяет нечто переходить к более развитому бытию без разрушения (рис. 1.7).

Итак, нечто нормально функционирует, если морфология способна подстроиться к требованиям формы и как бы ее заполнять. Если же морфология, обладающая своим законом бытия – несамосохранения, начинает не соответствовать требованиям формы, то нечто разрушается (не соблюдается принцип соответствия), или трансформируется путем изменения вначале самой формы (под “требования” морфологии), а затем морфологизации новой формы. Подтверждением этих рассуждений могут быть суждения классиков психологии.

Развитие — это прогрессирующее расширение в поведении, усложнение путей, появление новых структур. Это эволюция, направляемая внутренней необходимостью к равновесию, ведущему к большей устойчивости, гибкости, ассимиляции всего и аккомодации. В недрах предшествовавшей устойчивости возникают новые структуры; они накладываются на внешнее и преобразуют его.

  • Развитие человека не сводится к накоплению опыта, знаний, что зависит, в свою очередь, от внутренних условий … создаются внутренние условия для освоения способов действий более высокого уровня.
  • В каждом возрасте развитие изменяет характер. Развитие состоит в столкновении развитых форм поведения с более примитивными. Высшие формы базируются на низших, снимая их и этим сохраняя существенное в деятельности внутренние предпосылки раскрываются и формируются.
  • На каждой стадии развития возникает своя ведущая деятельность со своими целями, отношениями, системой мотивов обнаруживается, что старая деятельность и способности недостаточны, главный механизм развития психики — усвоение социальных норм, форм, видов деятельности.

Психологи связывают развитие с появлением более сложных, новых структур и механизмов с переходом из внешнего бытия этих структур внутрь человека.

Внутренние механизмы, структуры участвуют в деятельности персонала, обеспечивая реализацию норм, и меняются в деятельности. Поэтому основное внешнее условие развития состоит в таком изменении формы и содержания деятельности, которое предопределяет развитие внутренних механизмов и структур. Основное условие смены форм — изменение прежнего механизма, структуры, которая обусловливает переход от вынужденного характера проявлений к самопроявлению. Приход человека в деятельность и нормативное пространство создают для него проблему совмещенности систем требований с возможностями его психических механизмов. Условия, вызывающие смещения и трансформацию способностей по форме развития, являются развивающими, а остальные — сопутствующими. Сама трансформация способностей включает в себя этап накопления, приобретения устойчивости и обобщения. Изменение формы развития (ее абстрактной основы) и составляет процесс развития способностей как основы развития человека.

Особую роль в организации поведения, вынуждающего к трансформации способностей, играет язык — средство общения и коммуникации. Он позволяет придавать смыслам определенность, транслировать нормативные содержания, регулировать поведение. Овладение системой средств к действию и их рефлексии, особенно языковых средств, составляет условие трансформации способностей. Вначале эти средства в ходе оперирования определяются прежними способностями человека. Затем способности деформируются по критериям логики средств, что ведет к адекватному оперированию ими. Вместе с овладением логикой средств происходит усвоение логики деятельности.

Иначе говоря, при общей форме развития, данной в диалектике, саморазвитие распадается на развитие в сущностном плане и развитие в виде явлений, проявлений. При этом в мышлении сущность не имеет морфологических ограничителей и потому полностью соответствует форме развития, тогда как в способностях морфологизации предполагает ограничения, ведущие к внесению в них существенности как способов использования морфологии, а не ее создания. И лишь вторично, если позволяет морфология, она также трансформируется, подстраиваясь под нормативно функциональные требования. Как только морфология исчерпывает свой адаптационный потенциал, развитие прекращается при наличии всех внешних требований.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)