Контроль в процессе физического воспитания

Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения процесса обучения и воспитания занимающихся, управления его результативностью.

Учет получаемых результатов – необходимое условие целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка позволяют определить уровень физической подготовленности, степень развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных навыков.

Объективный анализ полученных результатов дает специалистам конкретные данные для оперативного влияния на использование различных средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.

Проблема управления в природе и обществе сводится к целенаправленному изменению и регулированию процессов во времени по аналогу кибернетических обратимых связей. Сущность контроля в физическом воспитании – определение эффекта педагогических воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого.

Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае наличия несоответствия и предполагает наличие “принципа перманентного планирования и контроля”.

Следовательно, проблема управления в процессе физического воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является педагогический контроль.

I. Учет и контроль.

Учет и контроль – два определения и понятия, которые по своему содержанию близки друг к другу. Первоначально в большее распространение имел термин “учет”.

Учет в физическом воспитании- это деятельность по сбору, систематизации, анализу и хранению информации о функционировании процесса физического воспитания. Он осуществлялся в соответствии с установленными требованиями и выражался в определенной системе учетной и отчетной документации.

Предварительный учет позволяет при разработке документов планирования обосновать различные показатели физического воспитания.

Он предусматривает обобщение:

  • директивных указаний вышестоящих инстанций;
  • материально-технического состояния мест занятий и спортивных сооружений;
  • уровня подготовленности обучаемого контингента;
  • уровня подготовленности специалистов.

Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе процесса физического воспитания.

Он отражает:

  • посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую успеваемость;
  • степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и эффективность использования средств;
  • результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и тренировочных занятий.

Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты процесса физического воспитания за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и анализировать проделанную работу и выполнение планов.

Его основными показателями являются:

  • результаты итоговой успеваемости занимающихся;
  • количество спортсменов-разрядников и туристов;
  • спортивные рекорды и достижения;
  • выводы и предложения по совершенствованию процесса физического воспитания.

Таким образом, “учет” был более объемным понятием, “контроль” – являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического состояния.

Постепенно термин “контроль” вытеснил определение “учет” в учебниках и пособиях по основам теории и методики физического воспитания, спортивной подготовки.

В настоящее время под контролем понимают наблюдение, обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический и др.

Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль как органически присущий процессу физического воспитания и составляющий неотъемлемое звено педагогической деятельности специалиста.

Термин “педагогический” прежде всего подчеркивает, что контроль квалифицированно осуществляется педагогом – специалистом физической культуры – средствами и методами, приобретенными им на базе специального физического образования и практического опыта работы по специальности
.

Педагогический контроль процесса физического воспитания использует и медико-биологические показатели для всесторонней и углубленной характеристики состояния систем организма.

Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и соответствие между педагогически направленными воздействиями, запланированными результатами и реально полученными.

В случае же их несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься коррективы в запланированный процесс физического воспитания.

II. Направления педагогического контроля.

Педагогический контроль охватывает все стороны процесса, но в нем можно выделить 3 основных направления (аспекта):

  • контроль совокупности внешних факторов направленных воздействий на обучаемых (“факторы воздействий”);
  • контроль двигательной деятельности занимающихся;
  • контроль “эффекта воздействий”.

Предпосылкой планирования и начальной частью педагогического контроля является контроль исходного уровня возможностей обучаемых к реализации поставленных задач:

  • индивидуального уровня физического развития (в частности физических качеств);
  • фонд двигательных умений и навыков;
  • мотивацию и индивидуальные установки к предстоящей деятельности.

На основании его происходит распределение занимающихся по группам и конкретизация программы занятий.

Контроль внешних факторов, воздействующих на обучаемых, включает:

  • контроль внешних условий (санитарно-гигиенического состояния, метеорологическую информацию, средовых факторов: среднегорья, повышенной солнечной радиации);
  • контроль воздействия педагога (профессиональность действий педагога и соблюдение норм педагогической этики).

Контроль двигательной деятельности занимающихся включает:

  • контроль формирования и совершенствования двигательных умений и навыков;
  • контроль объема и характера нагрузок, режима их чередования с отдыхом;
  • контроль взаимодействий обучаемых (парных и групповых взаимных воздействий, а также межличностных отношений);
  • контроль функционального состояния организма (функциональный сдвиг).

III. Виды педагогического контроля.

Успешность процесса физического воспитания в значительной мере определяется своевременностью контроля (соотношением его по времени со структурными звеньями этого процесса) и его постоянством. Содержание контроля определяется спецификой предмета и дидактическими задачами этапа обучения.

Предварительный контроль проводится для определения возможностей занимающихся к овладению физическими упражнениями и выполнению ими нормативов учебной программы. Он позволяет внести уточнения в планирование учебных задач, средств и методов их решения.

Можно проверить выполнение упражнений, структурно схожих с новыми; проверить знания, умения и навыки после длительных перерывов в занятиях для планирования индивидуальных занятий. Исключение составляют физические упражнения, требующие длительной подготовки организма к большим объемам работы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции).

Оперативный контроль позволяет оценить решающие моменты педагогических воздействий на занятии (в школе, преимущественно, качество освоения двигательных действий, а в спорте – регистрация нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений целостного занятия) для оперативного управления деятельностью обучаемых и достижения эффекта занятия.

Текущий контроль предполагает непрерывное проведение контроля на каждом занятии (от урока к уроку) в течение недели. Определяется результативность обучения и повседневное изменение состояния занимающихся.

Прослеживается и динамика показателей индивидуального состояния между данным и очередным занятием для оценки последствия и хода восстановительных процессов (от чего зависит эффект очередного занятия).

Итоговый контроль (разновидность этапного контроля) применяется для определения конечных результатов по разделу за год. Он позволяет оценить сложившуюся систему занятий, сравнить полученные результаты с планируемыми и получить данные для корректировки планирования процесса физического воспитания на очередной учебный год (цикл).

Основные требования, предъявляемые к контролю:

  • своевременность (соответствие срокам планирования);
  • систематичность (регулярность);
  • объективность, точность и достоверность (повышает достоверность информации);
  • полнота (достаточная всесторонность, охват основных показателей процесса физического воспитания).

IV. Средства и методы контроля на уроке физической культуры.

Центральное место в педагогическом контроле занимает двигательная деятельность. Она контролируется по трем направлениям:

  • формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
  • воспитание физических качеств;
  • изменение состояния организма.

Педагогический контроль на уроках преимущественно состоит в проверке и оценке вышеперечисленных факторов у учащихся.

Педагогический контроль за формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков

Степень освоения двигательных действий контролируется в объеме изучаемых требований, т.е. с учетом особенностей этапа обучения. Средством контроля являются изучаемые физические упражнения.

На этапе разучивания техника упражнений может проверяться также посредством выполнения отдельных элементов или структурно схожих подводящих упражнений, выполняемых в облегченных условиях.

На этапе углубленного разучивания контролируется техника навыка в стандартных условиях выполнения.

На 3-ем этапе совершенствования (умения 2-го порядка) техника оценивается в изменяющихся условиях, во взаимосвязи с количественными результатами (при значительных физических напряжениях), в соревновательной обстановке, т.е. в усложненных условиях.

Степень освоения двигательных действий определяется по 5-балльной системе с учетом характера и количества ошибок:

  • “5”- упражнение выполнено правильно, свободно и точно;
  • “4”- упражнение выполнено слитно, но было допущено до 2-х незначительных ошибок (связанных с неточным выполнением техники);
  • “3”- упражнение выполнено с 3-мя незначительными или одной значительной ошибкой (ведущей к искажению основ техники);
  • “2”- упражнение выполнено с искажениями основ техники;
  • “1”- упражнение не выполнено полностью или отказ от выполнения.

Оценка производится визуально.

Проверка и оценка уровня развития физических качеств.

Основным средством определения уровня развития качеств являются физические упражнения (тесты). Могут применяться ТСО: динамометры, тренажеры.

Тесты, применяемые для контроля, можно разделить на 2 группы:

  1. физические упражнения, входящие в содержание программы и поддающиеся стандартизации;
  2. физические упражнения для контроля тех физических качеств, которые не могут быть определены упражнениями 1-й группы (прыжок в длину или в высоту с места).

Проверка проводится в одинаковых условиях для всех учеников. Для повышения объективности оценки данного качества лучше использовать одно физическое упражнение. Чаще следует проверять те физические качества, которые в большей мере изменяются.

В течение четверти целесообразно ежемесячно контролировать неспецифичные физические качества для раздела, а специфичные – на стыке с последующим разделом.

Требования к тестам:

  • простота (по биомеханической структуре);
  • оперативность (минимум времени на выполнение и обработку);
  • надежность (высокая степень совпадения результатов при повторном тестировании)
  • информативность (“валидность” – достаточная степень точности измеряемого качества);
  • стабильность (воспроизводимость результатов через некоторое время).

Тесты, как правило, органически связаны с содержанием урока. Методика контроля обеспечивает объективность результатов. Основной метод контроля физических упражнений у учеников – соревновательный (проведение контрольных испытаний). Могут применяться и другие методы (динамометрия, градуирование).

Сравнение результатов тестирования предварительного, текущего, этапного и итогового контроля с нормативами школьной программы позволяет судить о степени решения учебных задач в соответствующем периоде.

Контроль функционального состояния учащихся.

Контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся учитель проводит по ряду частных и комплексных признаков. Он включает:

  1. контроль внешних объективных признаков состояния учеников, выражающихся в проявлениях работоспособности, их поведении и внешнем виде. Методы контроля – общепедагогические, визуальные;
  2. самооценку учениками своего состояния (самочувствия, настроения, готовности к действию). Методы контроля – общепедагогические, словесно- описательные;
  3. контроль динамики функционального состояния по интегральному показателю – величине ЧСС.

По совокупности этих показателей контролируют изменения исходного состояния занимающихся, оценивая одновременно и эффект занятий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)