Контроль органов государственной власти. Комментарий

Общепризнанно, что контроль играет важную роль в обеспечении законности, эффективности исполнения уголовных наказаний, охране прав, свобод и законных интересов осужденных.

В п. 92 Европейских пенитенциарных правил (2006 г.) подчеркивается:

“Пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов с целью оценки того, осуществляется ли управление ими в соответствии с требованиями национального законодательства и международного права, а также с положениями настоящих Правил”.

В последние годы в России происходит повсеместное расширение системы контроля за счет включения в нее институтов гражданского общества, международных органов и организаций.

Поэтому правомерно рассматривать контроль как системную деятельность уполномоченных органов международного сообщества, государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих наказания, нормативным предписаниям и корректированию выявленных отклонений при помощи правовых средств.

Комментируемая статья устанавливает приоритет федеральных органов государственной власти в осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Это вполне оправданно, так как исполнение уголовных наказаний является функцией государства.

Российская Федерация согласно ст. 71 Конституции РФ формирует систему учреждений и органов, исполняющих наказания, определяет порядок их организации и деятельности, осуществляет правовое регулирование в этой сфере.

Основанием для дифференциации контроля федеральных органов государственной власти на виды является принцип разделения властей, а также разграничение государственных органов по предметам их ведения.

С учетом этого выделяются следующие его виды:

  • президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями;
  • парламентский контроль – Федеральным Собранием РФ и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы;
  • контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, Минюста России, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы);
  • судебный контроль – судами общей юрисдикции, арбитражными судами;
  • правозащитный контроль – Уполномоченным по правам человека в РФ;
  • прокурорский надзор – органами прокуратуры РФ;
  • финансовый контроль – Счетной палатой РФ, Минфином России и подведомственными ему федеральными службами.

Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”.

Контрольный статус Президента РФ является частью его общего правового статуса, который определен ст. ст. 80-93 Конституции РФ. В большей мере контрольные полномочия главы государства в сфере исполнения уголовных наказаний предопределены той ролью, которую Президент РФ играет в организации и функционировании органов исполнительной власти.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)