Коммерческая тайна и ее содержание
Что такое коммерческая тайна? Видимо, всем известно понятие государственной (военной) тайны. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике, обороне, национальной безопасности.
В советский период содержание государственной тайны было очень расширено — от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы. На многих ведомственных документах существовал гриф “Для служебного пользования”.
Коммерческая тайна — явление, присущее только рыночной, капиталистической экономике. Не случайно один из первых декретов В. И. Ленина был декрет об отмене коммерческой тайны. В условиях конкурентной борьбы коммерческая тайна — эффективное средство повышения конкурентоспособности продукции и услуг.
Итак, что такое коммерческая тайна? Исходя из вышеизложенного, ей можно дать следующее определение: “Преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические, технические, организационные и прочие данные и сведения о различных сторонах и сферах хозяйствен- ной деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы (предприятия)”.
Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для конкурентов. В отличие от государственной тайны коммерческая тайна не определена конкретным перечнем, поскольку она всегда разная применительно к разным предприятиям или фирмам.
В законодательстве России понятие коммерческой тайны появилось в 1990 г. в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Позднее в 1994 г. в п. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) “Служебная и коммерческая тайна” было дано определение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну.
Наиболее полно и развернуто в правовом отношении коммерческая тайна получила изложение в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ “О коммерческой тайне”. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
Дальнейшее развитие положение о коммерческой тайне получили в IV части ГК РФ. Этому посвящена гл. 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”.
Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со ст. 1229 ГК РФ. Он может распоряжаться указанным исключительным правом.
- Эффективность коммерческой деятельности торговых предприятий
- Организационные структуры торговых предприятий и их функции
- Коммерческая деятельность в общественном питании
- Специфика коммерции услуг
- Классификация в сфере услуг
- Понятие услуг и их отличие от товаров
- Экономические основы франчайзинга
- Виды франчайзинга товара
- Сущность франчайзинга и его роль в развитии малого предпринимательства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу