Коммерческая тайна и ее содержание

Что такое коммерческая тайна? Видимо, всем известно понятие государственной (военной) тайны. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике, обороне, национальной безопасности.

В советский период содержание государственной тайны было очень расширено — от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы. На многих ведомственных документах существовал гриф “Для служебного пользования”.

Сейчас в условиях рыночной экономики такого грифа в большинстве случаев нет, однако появилось понятие — коммерческая тайна, что означает ограничение прав на определенную информацию для юридических и физических лиц, являющихся конкурентами.

Коммерческая тайна — явление, присущее только рыночной, капиталистической экономике. Не случайно один из первых декретов В. И. Ленина был декрет об отмене коммерческой тайны. В условиях конкурентной борьбы коммерческая тайна — эффективное средство повышения конкурентоспособности продукции и услуг.

Итак, что такое коммерческая тайна? Исходя из вышеизложенного, ей можно дать следующее определение: “Преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические, технические, организационные и прочие данные и сведения о различных сторонах и сферах хозяйствен- ной деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности фирмы (предприятия)”.

Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для конкурентов. В отличие от государственной тайны коммерческая тайна не определена конкретным перечнем, поскольку она всегда разная применительно к разным предприятиям или фирмам.

В законодательстве России понятие коммерческой тайны появилось в 1990 г. в тексте Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности. Позднее в 1994 г. в п. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) “Служебная и коммерческая тайна” было дано определение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну.

Наиболее полно и развернуто в правовом отношении коммерческая тайна получила изложение в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ “О коммерческой тайне”. Положения настоящего Федерального закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Дальнейшее развитие положение о коммерческой тайне получили в IV части ГК РФ. Этому посвящена гл. 75 “Право на секрет производства (ноу-хау)”.

Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со ст. 1229 ГК РФ. Он может распоряжаться указанным исключительным правом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)