Кодификация как форма систематизации законодательства

Кодификация – это вид систематизации нормативно-правовых актов, представляющий собой правотворческую деятельность, заключающуюся в издании кодексов, уставов и других, крупных нормативно-правовых актов, регулирующих качественно своеобразную область общественных отношений.

В отличие от других видов систематизации кодификация касается не только формы, но и содержания нормативно-правового акта.

На основе данного определения можно выделить следующие особенности кодификации как формы систематизации законодательства.

Во-первых. субъектом кодификации может быть исключительно
правотворческий орган.

Во-вторых, предметом кодификации выступают правовые нормы.

В-третьих, в ходе кодификации создается новый нормативно-правовой акт, который объединяет в себе нормы, регулирующие качественно своеобразную область общественных отношений.

В четвертых, принципы кодификации, механизмы кодификации, методы кодификации во многом аналогичны методам правотворчества, ибо кодификация – это разновидность правотворческой деятельности.

В заключение необходимо остановится на видах кодификации.

В юридической науке выделяют следующие виды кодификации:

  • всеобщую кодификацию – вид кодификации, заключающийся в принятии и издании нормативно-правового акта, регулирующего все или большую часть общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Примером всеобщей кодификации может быть Русская Правда, Судебники 1497 и 1551, Соборное Уложение 1649 г и другие;
  • отраслевую кодификацию – вид кодификации выражающейся в принятии и издании нормативно-правового акта, регулирующего общественные отношения, входящие в предмет отрасли или подотрасли права. Примерами отраслевой кодификации могут быть принятие Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно исполнительного кодекса, Семейного кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и т.д.;
  • институциональная кодификация – вид кодификации выражающейся в принятии и издании нормативно-правового акта, регулирующего наиболее крупные и сложные институты российского права.

Например, институт банкротства или институт конкуренции и т.д. Л.Н. Гончарова указывает, что кодификация, рассматриваемая как форма систематизации, призвана устранить пробельность законодательства путем тщательной переработки НПА и принятию нового законодательного акта.

Наряду с кодификацией формами систематизации законодательства являются инкорпорация и консолидация. Инкорпорация представляет собой такую форму, при которой систематизация осуществляется путем подготовки и издания различного рода сборников нормативных правовых актов.

При осуществлении инкорпорации тексты «очищаются» от недействующих законоположений, что призвано актуализировать нормативный материал. Главное, что отличает данную форму – это отсутствие изменений в содержании тех источников, которые включаются в состав сборника.

В отличие от инкорпорации проведение консолидации предполагает сведение действующих в одной сфере нормативных актов в один, но без изменения их содержательной части. Консолидация как форма систематизации, таким образом, представляет собой промежуточное звено между инкорпорацией и кодификацией.

Интересно
Кодификация, в отличие от инкорпорации и консолидации, направлена на разработку принципиально нового нормативного акта. Она осуществляется путем кардинальной переработки законодательства, действующего в определенной сфере, приводя его к определенной системе. Результатом такой деятельности должен быть комплексный внутренне согласованный нормативный акт, регулирующий ту же сферу общественных отношений, но на ином качественно новом уровне.

Такое понимание кодификации позволяет утверждать, что ее проведение должно осуществляться в рамках правообразования. Более того, ее субъектами являются правотворческие органы, что позволяет квалифицировать кодификацию как форму правотворческой деятельности.

Значимым отличием кодификации от иных форм систематизации является то обстоятельство, что она имеет дело непосредственно с правовыми нормами.

В отличие от этого систематизирующее воздействие в рамках инкорпорации и консолидации оказывается на отдельные статьи или нормативные акты в целом. Каждая последующая форма характеризуется большей сложностью и трудоемкостью. На уровне инкорпорации объектом систематизации выступают нормативные акты. Они сводятся в сборник, как правило, по признаку функционального единства, то есть направленности на урегулирование отдельной сферы экономической жизни. Проявление какой-либо из сторон правотворческой деятельности в данном случае не наблюдается.

При консолидации уровень погружения в нормативную материю более глубокий. Субъект систематизации в этом случае имеет дело с отдельными статьями нормативного акта или их совокупностью. В результате появляется консолидированный нормативный правовой акт, однако содержание конкретных статей при этом не изменяется. Тем не менее, такой подход к систематизации уже имеет отношение к правотворчеству, поскольку взаимное расположение отдельных статей между собой может иметь значение при толковании правовых норм.

Следовательно, подобного рода работу можно отнести к правотворчеству (хотя и невысокого уровня). Кодификация в этом плане является намного более серьезным видом правотворческой деятельности. Она затрагивает более высокий уровень систематизации, а именно систематизацию права, когда затрагивается содержание конкретных единичных правовых норм.

Таким образом, в целом систематизация законодательства должна обеспечивать единство системы нормативных правовых актов, облегчать правоприменителю процесс использования норм права.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)