Княжеский абсолютизм в Германии

В XVI–XVII вв. Германию потрясают важные политические события: Реформация – широкое антикатолическое движение, существенно подорвавшее влияние римской католической церкви; Крестьянская война 1525–1526 гг., показавшая полное бессилие императорской власти; Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.), еще более усугубившая феодальную раздробленность.

В стране наблюдается экономический упадок. В результате войн и беспощадного подавления крестьянского движения обширные районы страны были опустошены, сократилось их население, массы крестьян оказались разоренными. В то время как в других странах Западной Европы крестьяне уже были освобождены, в Германии большинство из них только превращается в крепостных. Ослабло положение церкви, ее огромные земельные богатства и другое имущество были конфискованы или разграблены. Подорванным оказалось и идеологическое влияние католической церкви. Ощутимый удар был нанесен средней части дворянства и рыцарству. Их экономическое положение резко ухудшилось, и они переходят на службу к князьям. Наконец, города были обложены тяжелыми контрибуциями, лишились своих привилегий. Соответственно, упало политическое значение городского населения, дворянства, органов сословного представительства. Из потрясений XVI–XVII вв. усилившимися вышли только князья. Им досталась значительная доля имущества церкви, в их пользу взимались контрибуции с городов. Все это способствовало установлению в Германии княжеского абсолютизма, особенности которого объясняются также и неравномерностью экономического развития страны, значительно усилившейся к этому времени, поскольку Германия оказалась в стороне от мировых торговых путей.

Если в других странах Западной Европы абсолютизм завершил централизацию страны и поначалу играл прогрессивную роль, то княжеский абсолютизм в Германии привел не к объединению страны, а к закреплению ее раздробленности и с самого начала имел резко выраженное реакционное значение. Политическая централизация, достигнутая в пределах отдельных княжеств, еще более затрудняла объединение Германии, ее социально-экономическое и государственно-правовое развитие.

Третья особенность феодального государства в Германии заключается в том, что абсолютизм здесь сложился в форме княжеского абсолютизма.

Княжеский абсолютизм проявлялся в том, что власть императора над страной была во многом фиктивной. Император обязан был соблюдать «Золотую буллу»; не устанавливать наследственной передачи императорской власти; не вмешиваться в управление княжествами. Реально император имел власть лишь в своем домене. В Германии почти не было ни единых для страны законов, ни государственных органов, способных осуществлять централизованное управление. Феодальный распад государства приводит к потере рейхстагом всякого влияния. Одновременно понижается роль и имперского суда. Подданным запрещалось жаловаться на князей в имперский суд: князья не были ему подсудны. Имперский суд к тому же был ограничен в средствах проведения в жизнь своих решений.

Княжеский абсолютизм в Германии характеризуется не только падением роли органов имперской власти, но и сосредоточением фактически абсолютной власти в руках князей. В своих действиях князья практически не были ограничены ни правами имперских органов, ни правами органов сословного представительства в княжествах. Ландтаги либо вовсе не созывались, либо с их решениями не считались. В каждом княжестве существовали свои законы, таможенные тарифы, единицы мер и весов, денежные системы. После окончания Тридцатилетней войны князья, не обращая внимания на протесты ландтагов, сами собирали войско, взимали налоги. Они приобрели право определять религию своих подданных; заключать союзы; вступать в соглашения с иностранными государствами (не направленные против империи). Таким образом, хотя с формально-юридической стороны Германию в период абсолютизма можно считать единым государством, на деле она представляла собой конгломерат государств, обладавших почти полным суверенитетом.

В условиях политической раздробленности и междоусобных войн абсолютизм в Германии привел к возникновению в ряде земель наиболее реакционной формы феодального государства – полицейского государства с исключительной ролью армейской верхушки, бюрократических учреждений и полиции, всесторонней опекой и мелочной регламентацией почти всех сторон общественной жизни и даже быта (в Новое время подобного рода режим стал именоваться тоталитарным). Наиболее полное развитие черты полицейского государства получили в Пруссии.

Прусское королевство, образовавшееся в самом начале XVIII в. из маркграфства Бранденбург, быстро возвысилось среди других немецких земель. Этому благоприятствовало выгодное географическое положение – с перемещением мировых торговых путей в Атлантику выход к этим путям для многих немецких земель лежал через Северное море и, следовательно, через Бранденбург.

В Пруссии создается многочисленная, проникнутая кастовым духом армия чиновников и полицейских. Бюрократический аппарат приобретает сложную, но сравнительно четкую организацию с чрезвычайно детализированной регламентацией всех сторон деятельности. Возглавлял бюрократическую иерархию король. При короле состоял высший орган государственного управления – тайный совет, включающий три департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел. Департамент внутренних дел стал главным органом внутреннего управления, объединяя дирекцию финансов и военный комиссариат. На местах ему подчинялись органы местного самоуправления – палаты.

Чиновники были подчинены строжайшей дисциплине. Особое внимание уделялось четкости функционирования государственных служб. Малейшее промедление или неаккуратность в исполнении приказа строго наказывались. Исполнительность, нерассуждающая покорность ценились выше, чем способности и инициатива. Соответственно, на основе табели о рангах осуществлялось продвижение по службе.

Полицейское государство в Пруссии характеризовалось чрезвычайным развитием не только бюрократии, но и карательных органов – суда, полиции, армии. В стране был установлен полицейский надзор, поощрялись доносы. Широко практиковались произвольные аресты. Политическая неблагонадежность каралась каторгой или смертью. Цензура была всевластна. Для большей эффективности борьбы с инакомыслием создавались комиссии, которые рассматривали дела в ускоренном и упрощенном порядке. Крайними формами отрицания прав и свобод подданных стали мелочная регламентация не только хозяйственной, но и личной жизни (покроя одежды, числа бутылок вина на крестьянской пирушке, размера приданого) и, соответственно, полицейские преследования (за модную одежду, пользование губной помадой и т. д.). Все это входило в повседневную практику полицейского государства.

Важнейшее звено в государственном механизме составляли непомерно разросшиеся военные силы. С 1655 г., когда была создана постоянная армия, она стала одной из самых больших в Европе. На армию расходовалась львиная доля (до 80 %) бюджета страны. Прусская армия была основана на всевластии капралов и офицерства. Мелочной придирчивостью, унизительными физическими наказаниями, муштрой подавлялось человеческое достоинство солдат и насаждалось автоматическое послушание. Дисциплина держалась на страхе перед наказанием.

Прусского короля Фридриха II (XVIII в.) иногда называют родоначальником организованного военного шпионажа. Он содержал сотни шпионов, и созданная им военная разведка являлась для своего времени новшеством. Король использовал шпионов, вербовавшихся как среди бедноты и готовых за небольшую плату собирать необходимые сведения военному командованию, так и из придворной знати, высших офицерских кругов, соглашавшихся доставлять сведения за огромные вознаграждения. Имелись шпионы-двойники, подбиравшиеся обычно из ренегатов и использовавшиеся главным образом для дезинформации врага, и так называемые шпионы по принуждению, вынужденные работать на прусскую армию. Выработанные для каждой категории особые правила вербовки и использования почти без изменений применялись до падения феодального строя в Германии.

Таковы характерные черты княжеского абсолютизма и полицейского государства в Германии. Если понятие «княжеский абсолютизм» позволяет выделить специфику государственного устройства Германии (ее политическую раздробленность), то понятие «полицейское государство» характеризует специфику формы правления (в частности, сильное развитие бюрократических и полицейских органов) и политического режима (тоталитарный контроль, всевластие полиции).

Развитие феодального государства в Германии имело существенные отклонения от классического пути. Оно осуществлялось замедленно, а возникшая раздробленность страны не только не была преодолена до конца эпохи феодализма, а, наоборот, усиливалась в периоды сословно-представительной и абсолютной монархий. Соответственно в истории феодального государства в Германии обнаруживаются следующие особенности:

  • феодализация Германии произошла позже, страна была раздроблена в XIII в., когда во Франции уже начали действовать централизаторские тенденции;
  • переход к сословно-представительной монархии не приостановил, а усилил раздробленность страны; черты, характерные для сословно-представительной монархии, не получили здесь полного развития;
  • абсолютизм в Германии приобрел форму княжеского абсолютизма, закрепил феодальную раздробленность государства;
  • наконец, в Германии позже, чем в большинстве других государств Западной Европы (во второй половине XIX в.), произошло объединение страны, еще позже на смену феодальному государству приходит буржуазное.

В Германии особенность развития государства и права противоположна той, которую мы наблюдаем в Англии. Изменения шли с запада на восток. В Германии черты раннего состояния государства и права выражены более резко и сохранялись более длительное время, нежели во Франции и тем более в Англии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)