Классификация следов в трасологии

Трасологические следы можно классифицировать по: виду следообразующего объекта, степени различимости следов и механизму следообразования.

По виду следообразующего объекта это могут быть следы человека — его рук, ног, обуви, зубов, ногтей, лба, ушной раковины, губ и др.; животных (вьючных, тягловых, домашних, хищных), их копыт, лап, зубов; транспортных средств (чаще колес, полозьев); орудий взлома (следы распила, разреза, разруба, сверления, отжима и др.).

По степени различимости трасологические следы могут быть видимыми, слабовидимыми, невидимыми (бесцветность следообразующе- го вещества, совпадение его цвета с фоном — следовоспринимающим объектом, обесцвечивание под действием внешних факторов и др.).

Для визуализации и изучения таких следов криминалистикой разработаны специальные приемы и средства, с которыми мы вскоре познакомимся.

По механизму образования следы делятся на статические и динамические. Первые образуются в момент относительной или полной неподвижности контактирующих поверхностей объектов. Статические следы также являются «зеркальными». Они довольно хорошо передают форму, размеры и индивидуальные особенности внешнего строения следообразующего объекта. Частным случаем таких следов являются следы качения, поскольку в момент следообразования колесо относительно дороги неподвижно. В то же время, если колеса автомобиля блокированы торможением, а он продолжает двигаться по инерции, остаются динамические следы — юз, скольжение.

Если в статических следах каждой точке следообразующей поверхности соответствует точка на следовоспринимающей поверхности, то в динамических ей будет соответствовать линия, трасса, поскольку в момент следообразования объекты взаимно перемещаются. Это следы резания, распила, разруба, сверления, имеющие вид борозд, полос, валиков, царапин. Такие следы оставляют орудия взлома, канал ствола на пулевом или дробовом снаряде, напильник, сани, лыжи, обувь, если человек споткнулся, поскользнулся и т.п.

Динамические следы передают направление движения, некоторые особенности внешнего строения следообразующего объекта, выступам которого соответствуют впадины следа, а впадинам — выступающие валики.

Нередко образуются и комбинированные следы. Например, при сверлении рабочие грани сверла оставляют динамические следы, а в момент его окончания, если отверстие не сквозное, образуется статический след, передающий конец сверла. При забивании фомки в щель между дверью и косяком образуются динамические следы, а при отжиме ригеля замка — статический отпечаток.

С учетом характера изменения следовоспринимающей поверхности следы бывают объемными и поверхностными. Объемные образуются за счет деформации следовоспринимающей поверхности, которая может быть пластичной (следы обуви на мокром песке, цементе, пальцев — на пластилине, замазке), или связанной с разрушением (разруб, распил). Объемные следы передают длину, ширину и частично — высоту объекта, в то время как поверхностные являются плоскими и глубины не имеют, а потому передают только поверхностное строение следообра- зующего объекта. Они бывают двух видов: наслоения и отслоения.

Следы-наслоения формируются за счет наложения на следовоспринимаю- щую поверхность вещества, бывшего на следообразующем объекте (дорожка следов ног, запачканных кровью потерпевшего), тогда как следы-отслоения образуются за счет отделения веществ от следовос- принимающей поверхности и налипания на следобразующий объект (дорожка следов босых ног на еще не просохшем окрашенном полу). Запомним, что в первом случае вещество отслаивается от следообра- зующего объекта, а во втором — наслаивается на него.

По месту расположения трасологические следы могут быть локальными и периферическими. Локальные возникают в зоне следового контакта объектов, участвующих в следообразовании. Таких следов — абсолютное большинство. Периферические являются следствием изменений, происходящих на следовоспринимающем объекте за границами контактного взаимодействия, т.е. на его периферии. Обычно такие следы образуются под влиянием постороннего объекта или источника энергии. Это, например, след от браслета часов, ставший очевидным в результате загара, более темные обои, которые закрывала снятая картина, дно вазы, обрисованное осевшей вокруг пылью. Такие следы менее информативны, чем локальные, ибо отражают только пространственные параметры того объекта, за границами которого они образовались. Однако они могут нести и более существенную информацию. Так, если недавно прошел дождь, а под обнаруженным на месте происшествия трупом сухая почва, значит, он доставлен сюда до выпадения осадков.

Посредством трасологической экспертизы можно решить диагностические и идентификационные задачи.

К первым относится:

  • определение механизма и особенностей следообразования,
  • установление относимости следов к расследуемому преступному событию,
  • выяснение характерных свойств и признаков объектов по их следам,
  • установление обстоятельств, при которых оставлен след.
  • Идентификационной задачей является отождествление объекта по его следам.

В распоряжение эксперта должны быть представлены предметы с тра- сологическими следами, их фотографии, выполненные по правилам масштабной фотосъемки, копии поверхностных следов и слепки с объемных следов, копия протокола осмотра места происшествия, отражающего характер и особенности следообразования, а также объекты, которыми эти следы предположительно оставлены. Ими эксперт-трасолог в необходимых случаях оставляет экспериментальные следы, которые и сравниваются с представленными следами и их копиями. Если искомые объекты пока не обнаружены, эксперт решает задачу по установлению их групповой принадлежности, что облегчает их розыск. Вывод о тождестве делается в случае, когда в следах отобразился необходимый комплекс индивидуализирующих признаков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)