Классификации психодиагностических процедур и их основания
Родоначальником тестирования считается Д.Кэттел.
Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест.
Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень ЗУН в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности.
Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей.
В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:
- объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания (корректурная проба);
- стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого;
- проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого (сонди, тат – Тематический апперцептивный тест, роршах, рисунки)
Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.
Рассмотрим их подробно,
Анкетирование — основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого.
Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.
Диалогические методы предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым.
К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.
Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.
Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого.
Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии (письма, автобиография).
Наиболее информативен близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875 г. Данный метод базируется на предпосылке, что близнецы подвергаются приблизительно одинаковому влиянию факторов среды, и сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных. Предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества или целого ансамбля свойств личности.
Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т.д. (коллажи, рисунки)
На основе характерных элементов формы и содержания некоторого сочинения делаются выводы о психологических особенностях его автора, социальной группы или эпохи.
- Выбор формы обучения и образа жизни в юношеском возрасте
- Ценность ранней юности и задачи развития
- Проблемы, связанные с сексуальным развитием
- Подростки из дисфункциональных семей
- Суицидальное поведение подростков
- Подростки с церебрастеническими явлениями
- Употребление психоактивных веществ и химическая зависимость у подростков
- Невротическое развитие личности у подростков
- Подростки с акцентуациями характера и психопатиями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу