Классификации психодиагностических процедур и их основания

Родоначальником тестирования считается Д.Кэттел.

Психологическое тестирование — метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на, определенным образом, сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления.

Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий — тест.

Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизированная процедура психологического измерения, позволяющая определить степень выраженности у индивида тех или иных психических характеристик, свойств, способностей.

Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень ЗУН в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности.

Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей.

В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:

  • объективные тесты — методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания (корректурная проба);
  • стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого;
  • проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого (сонди, тат – Тематический апперцептивный тест, роршах, рисунки)

Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.

Рассмотрим их подробно,

Анкетирование — основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого.

Методическое средство — анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений.

Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.

Диалогические методы предполагают высокую зависимость получаемых диагностических результатов от особенностей контакта исследователя с испытуемым.

К числу основных диалогических методов традиционно относят беседу и ее разновидность — интервью.

Беседа в психологии — это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса.

Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

Интерактивные методы (от англ. Interact — взаимодействовать) предполагают исследование личностных особенностей на основе взаимодействия исследователя и испытуемого.

Интересно
В данном случае контакт с испытуемым не исчерпывается вербальной коммуникацией и может включать также совместные действия. Примером служат диагностические игры, широко применяемые при диагностике уровня психического развития ребенка, а также в детском психоанализе, где игра выступает в качестве соответствующего возрасту эквивалента метода свободных ассоциаций (знаменитая «игра в песочнице» — «sand рlау»).

Психобиографические методы направлены на изучение личности (как правило, выдающейся) по имеющимся документам ее биографии (письма, автобиография).

Психогенетические методы призваны установить соотносительное влияние наследственности (генотипа) и среды на формирование индивидуальных и типологических особенностей психики. Тесно переплетаются с методами генетики.

Наиболее информативен близнецовый метод — стратегия исследования, предложенная Ф.Гальтоном в 1875 г. Данный метод базируется на предпосылке, что близнецы подвергаются приблизительно одинаковому влиянию факторов среды, и сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных. Предназначен для выявления роли генотипа и среды в процессе формирования исследуемого психологического качества или целого ансамбля свойств личности.

Социометрия (от лат. societas — общество и греч. metred— измеряю) — созданная Дж.Морено, особая система экспериментальных методов — социально-психологических тестов, применяемых для анализа и оценки межличностных отношений и эмоциональных связей в малой группе (семье, рабочем, учебном или воинском коллективе и т.д.).

Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят выражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т.д. (коллажи, рисунки)

Один из методов данной группы — контент-анализ (дословно «анализ содержания») предполагает исследование документов или любых других источников и позволяет выделить определенные смысловые единицы содержания и формы передачи информации в каком-либо тексте.

На основе характерных элементов формы и содержания некоторого сочинения делаются выводы о психологических особенностях его автора, социальной группы или эпохи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)