История становления и современное состояние

Психология здоровья ещ е только утверждается в отечественной психологии в ка­честве новой и самостоятельной области научного знания. Однако следует вспом­нить, что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно рань­ше. Огромная заслуга в ее постановке и привлечении к ней внимания широкой общественности принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву (1857-1927), по праву занимающему одно из первых мест в ряду корифеев рус­ской научной мысли . Его авторское наследие поражает воображение не только объемом созданного, но и широтой распределения творческой  активности . Его перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга, психиатрии и медицинской психологии, детской психологии, педагогики, общей психологии, а также психологи и личности . Значение трудов Бехтерева и создан­ной им научной школы , как свидетельствуют тенденции развития психологи и на рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.

Тему психического здоровья российского народа Бехтере в формулирует уже в самом начале своей творческой деятельности . В целом ряде выступлений и пуб­ликаций он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизан о иде­ей «цельного» познания человека или, как принят о говорить сегодня, целостного (холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душев­ных качеств, активным отношением к окружающим его внешним условиям , способный к управлению своим поведением и собственной деятельности. Главное,что организует личность, — это ее направленность, т.е. то, что придает жизнедея­тельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действи­ями и поступками .

Программным для последующего развития психологи и здоровья стал доклад на тему «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев высту­пил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров. В след за уче­ным остановимся кратко на основны х положениях этого доклада, дополнив их некоторыми суждениями, высказанными им в ряде публикаций в начале X X в.

  • Первое и важное условие правильного развития личности — природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности. Биологическая наследственность передает из поколения в поколение внешние формы человеческой лично­сти, те биохимические процессы, которые лежат в основе внутренней орга­низации , находя отражение в особенностях темперамента и характера.
  • Еще один фактор связан с условиями зачатия и развития человеческого организма. Неблагоприятные условия зачатия и  развития плода влекут за собой дегенеративные особенности потомства, которые в конце концов сво­дятся к разложению личности и к ее упадку. Причинами такого исхода мо­гут быть плохая наследственность родителей, их ( или одного из них ) алко­голизм или физические недостатки, болезнь матери во время зачатия и беременности, а также тяжелые физические и психические моменты в течение беременности . Если физическое развитие организма от природы слабовы­ражено и ребенок с самого раннего возраста уязвим к целому ряду инфек­ционных болезней, не обеспечен достаточным и правильным питанием , то процесс полного расцвета личности, ее совершенствования уже будет в той или иной мере задержан.
  • Экономические условия — одна из главных причин , оказывающих влияние на развитие личности. Неудачная экономическая политика обрекает народ на борьбу за существование, за право на жизнь. Неблагоприятные экономические условия, в том числе недостаточное питание населения, приводят к физическому ослаблению организма, истощению его болезнями, наруше­нию правильного, полноценного развития психики и личности в целом, распространению душевных заболеваний.
  • Алкоголизм — один из злейших факторов, несущий в себе реальную угрозу распада личности. Алкоголь парализует сферу чувств, снижает нравствен­ные, интеллектуальные и волевые качества человека, подрывает в корне основные устои личности и является в то же время одной из важнейших причин , приводящих к развитию душевных болезней, вырождения и преступности . При этом борьба с пьянством в народе, подчеркивает Бехтерев, останется бессильной до тех пор, пока государственный бюджет будет ис­кать свою опору в тех огромных доходах, которые извлекаются из народно­го обращения в счет потребления им спиртных напитков.
  • Трудолюбивая , умеренная и долгая жизнь по правилам гигиены есть цель, к которой следует стремиться человеку. Жизнь по правилам гигиены пред­ставляет собой одно из средств для осуществления лучших моральных идеалов,ибо она дает возможность беспрерывного умственного и морального самоусовершенствования, для которого телесное благополучие—одно из необходимых условий. Без него недостижимо главное: гармония души и тела. Общество должно прежде всего побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. В обеспечении физического и психического здоровья людей государство обязано взять на себя главную ответственность. Под контролем и при активном участии государства должны проводиться в жизнь не только пропаганда здорового образа жизни, но и необходимые оздоровительные мероприятия. Среди них Бехтерев важнейшее значение придает вопросам психогигиены и профилактики психичес­ких заболеваний, охраны здоровья.
  • Основы будущей личности закладываются еще в дошкольном возрасте и связаны, прежде всего, с правильным и рациональным воспитанием ребен­ка с первых дней его жизни. Правильно поставленное воспитание играет огромную роль не только в развитии характера, но и в укреплении физиче­ского и психического здоровья. Воспитание должно создавать личность са­мостоятельную, инициативную, разумнокритичную к себе и ко всему ок­ружающему. Нравственное воспитание личности предусматривает разви­тие чувства социальной любви и сострадания, правды и уважения ко всему общественно-ценному, долга и ответственности. Не меньшего внимания заслуживает также и верное направление умственного развития. Как для правильного развития тела необходимо правильное питание, так и для умственного развития личности требуется предоставление ей пищи духовной. Неоспоримо значение воспитания в отношении приучения человека к труду, порядку, физическим упражнениям и гигиене. Физическое воспитание способствует не только укреплению тела, но и развитию энергетического потенциала человека, его решительности, стойкости и воли.

Несмотря на благоприятную наследственность и столь же благоприятные даль­нейшие жизненные условия, душевное нездоровье может развиться и под влияни­ем негативных воспитательных условий, в которых проходит раннее детство. Дур­ные примеры старших способствуют формированию нездоровых привычек у де­тей, вызывают у них утрату душевного равновесия, развитие навязчивых состояний, различных форм душевного недуга, если они своевременно не устранены.Психи­ческое здоровье нередко подрывается вследствие нарушения основных правил гигиены, слишком изнеженного воспитания, затрудняющего формирование адаптационных возможностей личности к внешним условиям жизни.

  • Невежество, несовершенство и недостаток образования—главные условия неполноценного развития личности. Безграмотность, говорит Бехтерев, есть умственная слепота, а личность непросвещенного народа мало возвы­шается над проявлением животной жизни. Он формулирует самые общие и основные условия, на которые должно опираться рациональное обучение.

Оно должно быть:

  • всеобщим и бесплатным;
  • соотнесенным с возрастом, физическим состоянием и развитием организма обучаемого;
  • учитывать особенности психического склада обучаемого;
  • строго индивидуализированным;
  • основано не столько на шаблонном заучивании готовых форм, сколько на развитии личности с критическим складом ума и самостоятельным отношением к окружающей действительности.
  • Личность—существо социальное. Всегда и везде она является продуктом биосоциальных условий, обязанная своим происхождением, с одной сто­роны, биологическому наследству, полученному от предков, а с другой—социальным условиям окружающей среды, социальной наследственности, благодаря которой из рода в род передаются все приобретения жизненного опыта предшествующих поколений. Без социальной среды нет и не может быть личности. Человек воспитывается в ней со дня рождения: в кругу семьи, близких родственников и людей, в школьной среде, среди своих то­варищей, еще позднее черпает свой жизненный опыт в профессиональном окружении.

Внутренний облик личности определяется в значительной мере обществом, его интересами, обычаями и другими общественными установлениями. Поведение личности подчинено законам общества. Самобытное развитие личности лучше всего обеспечивается полной свободой в ее взглядах и стремлениях, не нарушающих вместе с тем интересы других и особенно интересы общества как целого.

Правильное развитие и социальное здоровье личности—основа государствен­ого благосостояния страны. Неудовлетворительные условия общественной жизни подтачивают душевное здоровье личности. Нет полного развития личности там, где нет общественной деятельности: ее отсутствие порождает праздность, бездея­тельность, нравственное и физическое вырождение, умственный и физический упадок; личность останавливается в своем развитии, становится пассивным чле­ном общества.

Правильно организованная общественная деятельность на началах самоуправ­ления есть лучшая школа для полноценного, здорового развития и воспитания лич­ности. Это возможно только в условиях гласной критикии общественного контроля. Свобода совести, слова, печати, союзов, собраний, неприкосновенность прав человека—все это необходимые предпосылки формирования свободной личности. Борьба за свободу личности есть в то же время и борьба за правильное и здоровое ее развитие. Естественно, что личная свобода и местное самоуправление должны быть строго согласованы с интересами общества в целом.

  • Каждый человек—деятель, творец и созидатель будущего. Совершенствование личности идет то быстрее, то медленнее, но безостановочно, всю жизнь до ее конечного предела. Каждый миг ее жизни есть только ступень для поднятия вверх к высшим формам проявления индивидуальности. В этом состоит основной закон нормального развития человеческой жизни. Надо признать, что границ совершенствования личности не существует. Все наши усилия должны быть направлены на непрерывное совершенствование своей собственной личности в соответствии с интересами человеческой общности.

Приведенные выше основные мысли Бехтерева относительно условий форми­рования здоровой личности и главенствующей роли социального начала в жизнедеятельности человека существенно опередили во времени довольно близкие по смыслу рассуждения, представленные в последующем в зарубежной психологии, прежде всего в гуманистической.

В целом XX в. был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здо­ровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом. В 1930-е гг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области: психосоматической медицины.  В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое сегодня называется «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25 лет его существования трактовка заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций. Психосоматическая медицина опирается главным образом на медицинские дисциплины и особенно на психиатрию.

В 1960-е гг. в недрах психосоматической медицины формируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций — с другой. Соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний. Она получила название поведенческой (бихевиоралной) медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было принято считать прежде.

Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках этого направления была разработана и терапевтическая технике «биологическая обратная связь», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 1970-х гг. был учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество.

Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья. Отделение «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».

Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Эта идея получила отражение в биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 г Д. Энджелом, которую он сам же дополнил и уточнил в 1980 г. Эта модель тоже характерным образом отвечает на ряд вопросов.

Что вызывает болезнь? Человек — сложная система, и болезнь может быть  вызвана множеством факторов:

  • биологическим (например, вирусы, бактерии, структурные дефекты, генетика);
  • психологическими (представления, эмоции, поведение);
  • социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к социальному классу, принадлежность к этнической группе и др.).

Кто ответствен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва.  Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает то, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным (холистический подход), а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.

Кто ответствен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные  заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.

Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, в котором их соотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.

Какая Связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют. Психология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как факторы, вносящие вклад в ее этиологию.

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза.

Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов), в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы — 47%, а эндогенные психозы — 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эти цифры говорят сами за себя.

Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. В общем, за период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ , ухудшается в 4- 5 раз, а 85% неуспевающих — это больные дети. Возрастающее значение психических факторов в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней определяет одну из особенностей психологии здоровья — ее «неспецифичность». Сейчас уже не вызывает сомнений, что не менее 30% (а по некоторым данным — не менее 50%) обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, — по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния.

Статистика свидетельствует, что лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. «абсолютно здоровых», в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения — люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления.  В связи с этим уместно отметить, что тема психического, в том числе и профессионального, здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач, на решении которых сосредоточился коллектив созданной в 1989 г. кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности (заведующий кафедрой профессор Г. С. Никифоров ) при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1991 г. вышла коллективная монография сотрудников кафедры «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности», в которой психологии здоровья была посвящена отдельная глава. Ее содержание касалось вопросов психологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональной деятельности, профессионального долголетия и др. Тогда же в журнале «Вестник ЛГУ» была опубликована статья доцентов упомянутой выше кафедры Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Ходыревой «Психология здоровья». В сущности, это была одна из первых попыток отечественных авторов проанализировать состояние психологии здоровья, сформулировать ее основные задачи исследования. К числу основополагающих вопросов теоретических основ психологии здоровья относятся раскрытие с системных позиций самой сущности понятия здоровья, а также критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. Первые попытки осмысления этих вопросов были представлены, в ряде публикаций [7,8,9].

В последние годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по
психологии здоровья [1, 4, 10]. В 1999 г. появилась весьма обстоятельная монография профессора И. Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой автор представил не только результаты собственных исследований, но и систематизировал обширный зарубежный опыт последних десятилетий [6]. В 2000 г. издательство Санкт-Петербургского госуниверситета выпустило в свет первую коллективную монографию «Психология здоровья», авторами которой стали ведущие петербургские специалисты в этой области. В апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла первая конференция , посвященная вопросам психического здоровья. Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья — и не только со стороны представителей психологической науки — дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Об этом свидетельствуют и некоторые цифры. Если в 1975 г. в США было внедрено 200 программ по охране психического здоровья, то в 1990 г. их было уже более 5000. Они приносят значительный экономический эффект . В настоящее время в США каждый десятый психолог занимается той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных англоязычных психологических журналах посвящена различным аспектам этой области. По этому направлению издаются специальные журналы, выпускаются учебники и монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные организационные решения. Например, в Великобритании принят документ «Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и центров психического здоровья, группы оказания помощи и самопомощи в укреплении собственного здоровья распространяются по всему Западу.

Наряду с основательной общепсихологической подготовкой специалисты в области психологии здоровья должны получать углубленные знания PIВ вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматического здоровья и психотерапии. Большинство профессиональных психологов здоровья работают в больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях, центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах психологической разгрузки, семьи и брака, эстетотерапии, школах самосовершенствования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)