Источники воздушного права

Под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – это внешние формы выражения юридических норм.

Различаются следующие основные источники (формы) права: нормативно-правовой акт, нормативный договор, судебная практика, правовой обычай.

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт – акт, устанавливающий нормы права, вводящей их в действие, изменяющий либо отменяющий их. Нормативно-правовой акт являются основным источником современного права, в том числе российского. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования. К их числу относятся законы и подзаконные акты.

Закон является одним из видов нормативно-правовых актов. Именно законы определяют основания принятия подзаконных нормативных правовых актов, их содержание и предмет регулирования, юридическую силу и виды подзаконных нормативных правовых актов. Закон, таким образом, является фундаментальным юридическим актом, служит базой, основой и ориентиром для правотворческой деятельности органов государственной власти.

Подзаконные нормативные акты многообразны и образуют сложную иерархическую систему. Подзаконный нормативный правовой акт – это разновидность нормативного правового акта, издаваемого полномочным органом на основе и во исполнение закона, в соответствии с законом для его дальнейшей конкретизации и развития. Юридическая сила подзаконных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от государственного органа, издавшего акт, в государственном аппарате – от его компетенции.

Среди подзаконных нормативных актов федерального уровня наивысшей юридической силой обладают указы Президента РФ.

Это вытекает из его конституционного статуса главы государства. Следующим по юридической силе видом подзаконных нормативных актов являются постановления Правительства РФ, которые носят общегосударственный характер. Примерно каждый третий федеральный закон содержит поручение Правительству разработать «в свое исполнение» те или иные нормативные акты.

Согласно статье 115 Конституции РФ Правительство РФ издает также распоряжения. Акты Правительства РФ не могут противоречить федеральным законам и указам Президента РФ.

В Российской Федерации правом издания подзаконных нормативных актов также наделены исполнительные органы субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления.

В системной реализации законов с помощью подзаконных нормативных правовых актов особое значение имеют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области ГА (ведомственные акты). Эти акты издаются всеми полномочными органами, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, утверждаемой Президентом России на основании ч. 1 ст. 112 Конституции.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде: постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Акты, изданные в ином виде (например, директив и др.) не должны носить нормативный правовой характер.

Ведомственные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и положениями о соответствующих органах, определяющими компетенционные пределы деятельности указанных органов.

Так, в соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, ФСНСТ не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установление пределов действия нормативно-правового акта предполагает установление его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (рис. 1).

Акты уполномоченного органа в области гражданской авиации по содержанию могут быть индивидуального применения и нормативного характера. Нормативные акты, подготовленные федеральными органами исполнительной власти, регулирующие права и свободы граждан, а также акты межведомственного характера, устанавливающие правовой статус организации подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр[1]. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами.

Нормативный правовой акт, изданный федеральным органом исполнительной власти и признанный Министерством юстиции РФ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации»[2] в течение 10 дней. Порядок вступления нормативного правового акта в силу определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим его.

Нормативный договор

Нормативный договор – это соглашение 2-х и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.

Субъекты, заключающие нормативные договоры, обладают «нормативной властью», определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление. Но юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.

По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Статья 3 ВК определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ВК РФ, следует применять правила международного договора.

 

Правовой обычайПод правовым обычаем понимается санкционированное государственной властью и обеспечиваемое мерами государственного принуждения и защиты правило поведения, сложившееся на основе многократного применения в общественной практике. В настоящее время правовой обычай в России является вспомогательным источником права. На правовой обычай делается ссылка в тексте того или иного нормативного акта, однако текст такого обычая не приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.

В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место.

На правовой обычай делается ссылка в тексте того или иного нормативного акта, однако текст такого обычая не приводится. Если текст обычая включен в нормативный акт, то обычай теряет свою юридическую природу и становится частью нормативного акта.

В современной правовой системе Российской Федерации правовой обычай среди других источников права по объему регулирования общественных отношений занимает незначительное место.

Источником воздушного права являются также законодательные акты СССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты применяются на территории РФ постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству (ст. 136 ВК РФ).

 

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)