Иерархия принципов в системе физической культуры

Система физического воспитания как часть системы физической культуры и общего воспитания основывается на общесоциальных, общепедагогических, общеметодических и специфических принципах.

В системе образования и воспитания применяются множество принципов, отражающих основополагающие правила объективных закономерностей воспитания

Соблюдение принципов позволяет строить процесс воспитания более эффективно, исключая возможные ошибки в достижении поставленных целей и задач образования и воспитания (рис. 8).

Иерархия принципов в системе физической культуры

В основе системы воспитания лежат такие общесоциальные принципы, как природосообразности, гуманизации, целостности, демократизации, культурнообразности, единство и непротиворечивость действий учебного заведения и образа жизни учащегося, профессиональной целесообразности.

Общие социальные принципы способствуют всестороннему и гармоничному воспитанию личности в процессе различных видов воспитания (физического, эстетического, трудового и др.).

Общепедагогические (дидактические) принципы основываются на закономерностях процесса обучения и воспитания, без соблюдения которых невозможна рациональная методика не только в обучении, но и вообще в педагогической деятельности.

Существуют принципы сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.

Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов (принципы сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности) и содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.

Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы, «очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения» (Л.П. Матвеев, 1991). Это принципы непрерывности, системного чередования нагрузок и отдыха, принцип прогрессирования воздействий, цикличности, возрастной адекватности педагогического воздействия, адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)