Характеристика субъектного состава

Положениями ст. ст. 212, 213 АПК РФ предусмотрено, что право подачи в арбитражный суд заявлений о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций принадлежит государственным органам, органам местного самоуправления, иным органам, наделенным в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (контрольным органам).

Ответной стороной по делам о взыскании обязательных платежей и санкций выступают лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность и обремененные обязанностями по уплате в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды обязательных платежей в установленном порядке.

В соответствии с действующим федеральным законодательством полномочиями по взысканию с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций в судебном порядке наделены: налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов.

В сложившейся судебной практике заявителями по делам о взыскании обязательных платежей и санкций выступают налоговые органы и органы государственных внебюджетных фондов, а именно Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) и Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС РФ).

Заявления о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций подаются перечисленными выше органами в арбитражный суд в случаях, если федеральным законом не предусмотрен иной, внесудебный порядок взыскания указанных платежей.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” предусматривается иной порядок взыскания налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налоговых органов, территориальных органов ПФР без обращения в суд.

В связи с этим при обращении налоговых органов, территориальных органов ПФР в арбитражные суды после 31 декабря 2005 г. с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.

Пример.

По результатам проверок налоговые органы принимают решение о привлечении нарушителей к ответственности за совершение налогового правонарушения. Перед обращением в суд соответствующий налоговый орган обязан соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.

Он заключается в том, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения (п. 1 ст. 104 НК РФ).

Следует отметить, что при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций суды учитывают тот факт, что п. 1 ст. 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.

В силу абз. 3 п. 1 ст. 104 НК РФ налоговый орган обращается в суд с названным выше иском в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска налогоплательщиком срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налоговой санкции.

Поскольку данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, последнее может быть изложено как в отдельном документе, так и в тексте решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Несоблюдение истцом соответствующей досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 108 либо п. 5 ст. 87 АПК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5).

Примером внесудебного порядка может служить предусмотренный ст. ст. 46, 47 НК РФ порядок взыскания с налогоплательщиков – юридических лиц налогов, не уплаченных в установленные законом сроки.

В соответствии с ним взыскание недоимки с юридического лица производится посредством списания принадлежащих налогоплательщику денежных средств со счета в банке инкассовым поручением налогового органа либо посредством обращения взыскания на иное принадлежащее налогоплательщику имущество при участии судебного пристава-исполнителя.

Поступающие в арбитражный суд заявления о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, задолженности по страховым взносам в ПФР можно разделить на две группы:
  • заявления о взыскании задолженности, т.е. недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам в ПФР, возникшей по состоянию на 1 января 2001 г.;
  • заявления о взыскании задолженности, т.е. недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам в ПФР, возникшей после введения в действие Закона о пенсионном страховании, т.е. после 20 декабря 2001 г.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)