Характеристика принципов нормотворчества

Задачей конституционно-правового механизма обеспечения единства правового пространства является формирование устойчивой правовой системы, способствующей становлению российского правового государства и, в конечном счете, его стабильному развитию. Ведущая роль в этом процессе отводится нормотворчеству. Можно сказать, что это и есть главная цель нормотворчества.

Вместе с тем, все большее внимание уделяется такому показателю как качество законов. Основным критерием качества законов является то, что они согласно Конституции Российской Федерации направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина.

В Конституции РФ содержатся такие требования к правовым актам как:

  • верховенство Конституции и федеральных законов;
  • законы подлежат официальному опубликованию;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы;
  • равенство всех перед законом и судом; не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина и др. составляют модель федерального закона.

В сфере нормотворчества действуют три группы принципов: принципы, характеризующие деятельность государственного аппарата (верховенство права, законность, демократизм, эффективность, профессионализм); принципы, основанных на основных и общих принципах права (справедливости, гуманизма, равенства, свободы, правовой определенности, пропорциональности, добросовестности); специальные (научность, планирования, оперативность, системность, техническое совершенство).

Согласно проекту Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Принцип конституционности в нормотворчестве может быть кратко обозначен как соблюдение норм и принципов Конституции, прямо регулирующих деятельность по созданию норм права. Этот принцип выступает как первооснова всех принципов нормотворчества и категория, аккумулирующая все идеи Конституции.

Одним из важнейших принципов нормотворчества является принцип законности. Принцип законности означает то, что субъектом правотворчества может быть только тот орган, который уполномочен на это конституцией и законами данного государства.

Нормативно-правовой акт, принятый органом, не уполномоченным издавать подобного рода нормативные акты, является недействительным, и может быть оспорен в судебном порядке.

Принцип законности означает также, что нормативный правовой акт, принимаемый правотворческим органом, должен быть выражен в надлежащей форме: в форме, установленной нормами права для актов правотворчества, которые могут быть изданы тем или иным правотворческим органом.

Например, Федеральное Собрание Российской Федерации вправе принимать федеральные конституционные законы и федеральные законы о субъектах Российской Федерации, а также федеральные законы о субъектах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты в форме указов, которые, однако, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Правительство издает нормативные правовые акты в форме указов, которые, однако, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также указам Президента Российской Федерации.

Интересно
Наконец важнейшим принципом правотворчества является принцип научности. Принцип научности правотворчества предполагает, по мнению М. Ю. Осипова, обоснованной концепции стратегии правотворческой деятельности; во-вторых, проведение достаточно сложных юридических и социально-правовых исследований проблем правового регулирования в той сфере, в коей планируется принимать те или иные нормативно-правовые акты; в-третьих, наличие института независимой научной экспертизы проектов законов и иных нормативно-правовых актов, целью которой является выявление ошибок в правовом регулировании и дача научно-обоснованных прогнозов эффективности проекта закона и иного нормативно-правового акта в случае его принятия правотворческим органом и т.д.

Правотворчество должно отвечать потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, использовать достижения науки и техники. С этой целью при разработке нормативных правовых актов практикуется привлечение научных учреждений, независимых экспертов. Большое значение в развитии данного принципа имеет такой метод правотворческой деятельности как социально-правовой эксперимент.

Его цель – определить, какие юридические нормы необходимы в новых условий и как они будут действовать. Он позволяет своевременно выявить недостатки юридических норм, скорректировать их и тем самым избежать просчетов в процессе дальнейшего правового регулирования общественных отношений.

Принцип демократизма правотворчества означает то, что законы принимаются, как правило, представительными органами государственной власти, которые формируются путем свободных, честных и регулярных выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, и тем самым способствуют тому, что законы более или менее соответствуют интересам избирателей. Во-вторых, принцип демократизма правотворчества означает то, что по
наиболее важным законопроектам проводятся парламентские и общественные слушания и общественная экспертиза законов.

Так, например, согласно ст. 2 Федерального закона о общественной палате к целям и задачам общественной палаты относится «проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления».

В-третьих, по наиболее важным вопросам проводятся всенародные обсуждения нормативно-правовых актов, а при необходимости и всенародное голосование (референдум). Именно таким образом была принята ныне действующая конституция РФ.

Принцип планирования нормотворческой деятельности предполагает наличие плана нормотворческой деятельности, исходя из тех юридических фактов, которые соответствуют экономическим, политическим и социальным условиям.

Этот принцип позволяет упорядочить процесс принятия нормативных правовых актов, усилить ответственность должностных лиц в связи с разработкой и принятием непродуманных управленческих решений.

Следующим принципом правотворчества является принцип профессионализма. Данный принцип означает то, что лица, которые работают в правотворческом органе осуществляют свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Так согласно ст. 97 (ч. 3) Конституции РФ «депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности».

Кроме того, принцип профессионализма включает в себя и отношение к качеству закона. Нормативно-правовой акт может быть качественным в том случае, если его разработкой занимаются профессионалы.

Как пишет Н.И. Матузов, подлинная беда состоит в том, что даже хорошие и нужные законы могут не работать. В одних случаях потому, что отсутствуют необходимые механизмы их реализации, в других (и это главная причина) – из-за того, что вокруг простирается ненормальная среда их функционирования. Процветает нравственный, политический и правовой нигилизм, общественные отношения находятся в состоянии крайней неустойчивости, зыбкости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать, направить в нужное русло.

В этом смысле право испытывает небывалые “перегрузки”. Оно не справляется со своими регулятивными и охранительными функциями. Или не вполне справляется. Нельзя с помощью одних только правовых средств, в декретно-волевом порядке побороть бедность, преступность, коррупцию, алкоголизм, наркоманию. Эти средства должны использоваться в совокупности с другими мерами – экономическими, политическими, социальными, культурными, нравственными, организационными.

Лишь тогда они могут дать желаемый эффект, а не остаться на бумаге. В России всегда страдала именно исполнительно-управленческая и контролирующая стороны дела. Например, проблема правореализации и особенно правоприменения традиционно была у нас и до сих пор остается ахиллесовой пятой всей юридической практики. В такой ситуации даже самые “мудрые” законы лишаются смысла.

Определенные слои населения психологически не готовы к тем или иным переменам, нередко сопротивляются им. Юридические нормы не могут развязать тугие клубки возникающих противоречий, а в ряде случаев встречают противодействие. Предписания сверху во многих случаях внутренне не воспринимаются теми, на кого они рассчитаны10.

Как указывается в юридической литературе, поскольку парламентарии являются народными избранниками, законодательная деятельность должна осуществляться в соответствии с закономерностями социальных процессов, протекающих в обществе.

Иными словами, итоговый результат деятельности законодателей – принятый закон – должен быть актуальным, действенным и направленным на достижение общественной пользы.

Остановимся подробнее на ответственности парламентариев за нормотворчество. По нашему мнению, ключевая проблема состоит в том, что законодатель при разработке и обсуждении законопроектов пренебрегает предоставленными возможностями создать «безошибочный» закон. Исследователи данного вопроса ссылаются на сжатость сроков принятия законов парламентом в целях исполнения, к примеру, Указов Президента.

Последствиями такой спешной работы становятся правовые коллизии, пробелы в законодательстве, отсутствие действительной возможности реализовать закон по финансово-экономическим причинам, и, самое важное, растущая социальная напряженность.

Приведем примеры проявления недовольства избирателей качеством работы законодателя. Широкий общественный резонанс вызвали поправки в ФЗ «О противодействии терроризму», фактически ограничивающие права граждан в сети Интернет. Серьезной критике подверглись не только содержательные положения законопроекта № o1039101-6, но и его финансово-экономическое обоснование. Первоначально было указано, что «принятие законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)