Характеристика классицизма

Вслед за барокко и рококо приходит классицизм (от лат. classicus — образцовый), который в русской архитектуре господствовал с 1760 по 1820 г.

Классицизм — это целостное художественное направление, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Сложности и роскоши барокко классицизм противопоставил ясность и простоту, отказ от пластической избыточности.

Классицизм — это уже не «великолепная», а «благородная» красота. В эпоху классицизма Академия художеств требовала от архитекторов вкуса к величавой простоте и спокойствию.

Но простота классицистической архитектуры относительна. Это простота сложного иерархического и геометрического порядка. Многоцветность остается, но цветовая гамма меняется: теперь преобладают сдержанные серые, палевые, охристые, желтые тона. В качестве примера можно привести сооружения Карла Росси в Петербурге.

Для раннего классицизма характерно влияние барокко, но архитектурный язык становится строже, масштабный строй крупнее, образы монументальнее. Среди произведений раннего классицизма выделяются:

• Ботный дом Петропавловской крепости, в котором хранился ботик Петра I (А. Ф. Вист, 1761 — 1762);
• колокольня Новоспасского монастыря в Москве (И. Жеребцов, 1759—1785);
• здание Академии художеств (А. Ф. Кокоринов, Ж. Б. Валлен-Деламот, 1764—1768);
• Мраморный дворец в Петербурге (А. Ринальди, 1768— 1785), который, как и Казанский собор А. Н. Воронихина, выполнен в естественном камне;
• Таврический дворец со знаменитой колоннадой Екатерининского зала (И. Е. Старов, 1783—1789).

Шотландец Чарльз Камерон построил дворец в Павловске (1782—1786) и галерею с колоннадой в Царскосельском дворце.

Камеронова галерея (1783—1786) в сквозной колоннаде воспроизводит ордер Эрехтейона — это один из первых примеров обращения к конкретному античному источнику, а не к ордерным правилам, как обычно.

Итальянец Джакомо Кваренги возводит здания Академии наук (1783—1789), Эрмитажного театра (1782—1785), Александрийского дворца в Царском Селе (1792—1796).

Наряду с классицизмом развивается романтический стиль с включением готики и элементов восточной архитектуры.

В качестве примера можно привести Гатчинский дворец (А. Ринальди, 1766—1780-е; В. Бренна, 1790-е), построенный по усадебной схеме, но с пятигранными башнями на углах (тип «крепость»). Павел I построил также крепость Бип в Павловске (В. Бренна, 1794—1797).

В Михайловском замке, резиденции императора Павла I (В. Бренна, 1797— 1800), воплотился павловский классицизм с его отходом от строгого канона, романтизацией образа и суровым обаянием (с 1723 г. переданный Инженерному училищу замок переименован в Инженерный).

Отметим в качестве предромантического произведения Чесменскую церковь в Петербурге (Ю. Фельтен, 1777—1780), построенную в честь победы в Чесменской битве над турецким флотом.

Из промышленных зданий к выдающимся памятникам классицизма относят лесной склад «Новая Голландия» в Петербурге с монументальной аркой, перекинутой над каналом, ведущим от Мойки во внутреннюю гавань (С. Чевакинский, Ж. Б. Валлен-Деламот, 1763—1765).

Формы светской архитектуры переносились на церкви, и наоборот (дворцы с куполами, зальные церкви и т.п.). Храм включается в объем дворца (Екатерининский дворец в Царском Селе, Аничков дворец в Петербурге). Появляются двойные и даже тройные купола.

В моду входят многоярусные церкви и колокольни, например Меншикова башня, колокольни Киево-Печерской Лавры (1731 — 1745), Троице-Сергиевой Лавры (1740—1770), Никольского Морского собора в Петербурге (1756—1758). Строятся сложные объемные композиции (например, «восьмерик на четверике»), зальные церкви (Петропавловский собор), церкви «кораблем» (или «трапезные»), состоящие из поставленной на одной оси колокольни, притвора и собственно церкви (церковь Иоанна Воина на Якиманке в Москве). В

сфере церковного строительства ярко проявляется творческий синтез объемно-планировочных схем, восходящих к Средневековью с композиционными и формальными приемами, которые пришли из Европы. Классицизм через европейский Ренессанс вернул в Россию крестово-купольный храм Византии.

Золотили не только купола и кресты, но капители, скульптурные детали, решетки. Шедевром являются ограды Летнего сада (Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров, 1770—е), усадьбы Демидова в Москве и т.п. Фельтену принадлежит также облицовка гранитом левого берега Невы (1762—1764).

В моду входят регулярные парки (от лат. régula — правило, регламент, устав) в составе усадеб: Петергоф, Кусково и Кузьминки в Москве как примеры русского Версаля. Дворцы и парки украшаются копиями или подлинными статуями итальянской работы.

Во второй половине XVIII в. получил распространение английский парк, восходящий к традиции, введенной английскими архитекторами (В. Кент, У. Чемберс и др.). В основе концепции — осмысление красоты первозданной природы, свойственное европейскому Просвещению.

В пейзажные парки входили павильоны, гроты, «руины», скульптура. Один из первых пейзажных парков в России в 1783 г. создал в Богородицке близ Тулы Андрей Тимофеевич Болотов (1738—1833), просветитель, художник, ботаник, агроном. Выдающимся образцом садово-паркового искусства стал Павловский парк (Ч. Камерон, П. Гонзага, 1780-е).

Новый пейзажный парк примкнул к старому регулярному близ Екатерининского дворца в Царском селе. Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо начали строиться эрмитажи (от франц. ermitage — место уединения), павильоны дружбы и уединения, домики в стиле версальского Трианона.

В Москве в середине XVIII в. построены Триумфальные и Красные ворота (Д. В. Ухтомский, 1753—1757).

Из московских дворцов можно отметить дом М. Ф. Апраксина — Трубецких (1766—1775), прозванный «комодом» (здание с криволинейными очертаниями, широко распространенное в Европе, но редкость в России), Воспитательный дом (К. Бланк, 1764—1770), являющийся одним из первых сооружений эпохи классицизма в Москве, Странноприимный дом (Е. С. Назаров, 1796; Д. Кваренги, 1801). Крепостным архитектором Федором Аргуновым построен Шереметьевский дворец (Ф. С. Аргунов, С. И. Шевакинский, 1750— 1755) и дворец Шереметьевых в Кускове (Ф. С. Аргунов, А. Ф. Миронов, 1770-е).

Ему также принадлежит необычный пример светской интерпретации храмовой архитектуры: парковый павильон, названный Гротом, увенчанный куполом с фонариком-главкой. Интересен прием «портик в арочном проеме», например оформление экседры (углубления) Музыкального павильона в усадьбе Голицыных Кузьминки в Москве (Д. Жилярди).

Крупнейшими московскими архитекторами эпохи классицизма были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)