Группы нормативно-правовых актов

В России (федеративное государство) действуют, федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием и действуют либо на территории всей Федерации либо локально. Вторые − органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ.

Текущими называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы − это акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.

К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

  • постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания (Государственной Думой и Советом Федерации);
  • нормативные указы Президента Российской Федерации – это высшие по юридической силе – подзаконные акты. К ним относятся те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как согласно Конституции РФ, может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ о пенсиях и пособиях – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;
  • постановления Правительства Российской Федерации. Это акты исполнительного органа власти государства. Они регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
  • нормативные распоряжения, постановления, приказы и инструкции федеральных министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств. Они регулируют, как правило, внутриведомственные отношения. Распоряжения, постановления, приказы, инструкции, решения органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе глав исполнительной власти и других исполнительных органов власти субъектов РФ. Эти акты распространяют свое действие на территории, соответствующего субъекта Федерации. Они должны быть приняты в строгом соответствии с компетенцией соответствующего органа, не должны противоречить всем вышеуказанным актам, изданным в пределах компетенции.

Наряду с актами этих органов полномочиями издавать соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, как правило, обладают и законодательные органы (как Федерации, так и субъектов Федерации), органы местного самоуправления.

Даже если они не включены в систему органов государственной власти, государство может делегировать органам местного самоуправления полномочия на правовое регулирование вопросов местного значения на подведомственной территории.

Администрация предприятий, учреждений, принимающие локальные нормативные акты, действующие на уровне соответствующего предприятия, учреждения, организации и т.д. и регламентирующие внутреннюю жизнь этого объединения.

Например, положения о премировании, правила внутреннего трудового распорядка.

Нормативные правовые акты можно классифицировать по времени их действия на акты с неопределенным (неопределенно-длительным) сроком действия, т. е. акты, в отношении которых не предусматривается каких-либо ограничений срока их действия и с определенно-ограниченным (определенно – длительным) сроком действия, акты, период действия которых заранее определен (календарной датой, наступлением какого-либо события).

Возможно деление нормативных правовых актов и на основании правого положения принимающих их субъектов.

Это могут быть акты государственных органов, акты специально уполномоченных негосударственных органов, акты специально уполномоченных негосударственных органов и структур (общественных организаций, акционерных обществ, органов местного самоуправления и т.д.), акты совместного характера (принимаемые совместно негосударственными структурами (например, профсоюзами) и государственным органом), а также акты референдума. Имеются и другие основания для классификации нормативных правовых актов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)