Григорий Саввич Сковорода

Григорий Саввич Сковорода (1722—1794). В период русского Возрождения философия, как другие отрасли культуры, претерпела существенные изменения, прежде всего под влиянием западной философской мысли.

Воздействие опять-таки шло через Украину, соответственно выдающимся философом русского Возрождения стал украинский мыслитель Г. С. Сковорода.

Он родился на Украине. Образование получил в Киево-Могилянской духовной академии. Отказавшись от карьеры, с 1770-х гг. вел образ жизни странствующего проповедника, ищущего Бога в себе. «Если прежде не сыщете внутри себя, без пользы будет искать в других местах» (здесь уместно сравнение с названием работы Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас»). «Счастье наше внутри нас», — повторял Сковорода.

Победивший плоть дух «возносится от раболепной вещественной природы к внешней господственной натуре, к родному свету и безначальному началу». «Иди от земли к небу», — учил Сковорода.

Внутренний дух есть единственное, что существует. Люди, познавшие в себе дух, обретают самих себя. К их числу принадлежат все познавшие истину, к какой бы нации и вере они ни принадлежали. Этот внутренний дух Сковорода сравнивал с «демоном» Сократа.

Сковорода склонялся к пантеизму: «Для чего ты боишься назвать Бога натурою? Натура не только означает всякое рождаемое и изменяющее вещество, но и тайную экономию той вечной и премудрой силы, которая имеет свой центр везде, а периферию — нигде».

Афоризм Сковороды «Душа — колодник в темнице тела» напоминает Платона. «Не троньте мира, не виновен сей мертвец», — утверждает Сковорода.

Мертвецом мир является, когда в нем нет порождающего начала — Бога, но это же начало находится и в человеке, где его надо развивать и спасать от прелестей мира. Эпитафия Сковороды для себя: «Мир ловил меня, но не поймал», т.е. он остался духовным человеком, чего желал как просветитель и всем другим.

К философам с полным правом можно отнести и А. Н. Радищева, который был энциклопедистом — писателем, просветителем, законодателем, педагогом. Подобно героическому энтузиасту Джордано Бруно он создал концепцию и подтвердил ее на практике своей жизнью.

Радищев как просветитель возлагал надежду на истину: «Муж твердый — это герой-философ, оплачивающий истину своей.кровью».

Радищев видел различия в царской России между обязанностями человека и гражданина: «И от того трудно становится исполнение должности человека и гражданина, ибо нередко оне находятся в совершенной противуположности». Сам Радищев предпочел быть верным обязанностям гражданина.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)