Государственные учреждения как юридические лица
Общие положения. В соответствии с действующим законодательством (ст. 11 Основ и ст. 24 ГК) к юридическим лицам относятся учреждения и иные государственные организации, имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов.
Среди этих организаций необходимо выделить такие, которые финансируются из государственного бюджета (государственные учреждения), и организации, имеющие иные источники финансирования, а потому помимо сметы имеющие самостоятельный баланс.
Понятие государственного учреждения.
Государственными учреждениями признаются государственные организации, основная деятельность которых относится к непроизводственной сфере: источником средств для этой деятельности служит финансирование из государственного бюджета, а средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой.
К таким государственным учреждениям относятся управленческие организации, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы и техникумы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), суд, прокуратура и т. д.
Среди управленческих организаций как юридических лиц следует выделить исполнительно-распорядительные органы Советского государства.
Так, содержание Закона СССР <О Совете Министров СССР>, принятого Верховным Советом СССР от 5 июля 1978 г., дает основание считать Совет Министров СССР юридическим лицом – государственным учреждением.
Соответственно государственными учреждениями являются Советы Министров союзных и автономных республик.
Местные Советы народных депутатов признаются юридическими лицами в соответствии с законом РСФСР о правовом положении этих Советов.
Например, Закон РСФСР <О районном Совете народных депутатов> предусматривает, что районный Совет народных депутатов является юридическим лицом. В связи с этим принято считать, что исполкомы местных Советов и их председатели являются органами этих юридических лиц.
Самостоятельными юридическими лицами – государственными учреждениями признаются и некоторые отделы исполкомов местных Советов народных депутатов.
Таковыми являются, например, отделы культуры, народного образования, здравоохранения, финансовые отделы районных и городских исполкомов Советов народных депутатов.
Кроме того, необходимо отличать отделы (управления) исполкомов от подведомственных им организаций, которые могут быть самостоятельными лицами, быть хозрасчетными предприятиями и объединениями: например, предприятия торговли и общественного питания, предприятия городского транспорта, предприятия жилищнокоммунального хозяйства (ЖЭК, домоуправления, тресты водоканализации и др.), зрелищные предприятия (театры, филармонии, цирки) и т. д.
- Прекращение обязательств
- Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности
- Основания гражданско-правовой ответственности
- Основные виды гражданско-правовой ответственности
- Социальная сущность, функции и основные формы гражданско-правовой ответственности
- Гарантия
- Понятие задаток
- Сущность поручительства
- Действия залога
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу