Государственные учреждения как юридические лица

Общие положения. В соответствии с действующим законодательством (ст. 11 Основ и ст. 24 ГК) к юридическим лицам относятся учреждения и иные государственные организации, имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов.

Среди этих организаций необходимо выделить такие, которые финансируются из государственного бюджета (государственные учреждения), и организации, имеющие иные источники финансирования, а потому помимо сметы имеющие самостоятельный баланс.

Понятие государственного учреждения.

Государственными учреждениями признаются государственные организации, основная деятельность которых относится к непроизводственной сфере: источником средств для этой деятельности служит финансирование из государственного бюджета, а средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой.

К таким государственным учреждениям относятся управленческие организации, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы и техникумы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), суд, прокуратура и т. д.

Среди управленческих организаций как юридических лиц следует выделить исполнительно-распорядительные органы Советского государства.

Так, содержание Закона СССР <О Совете Министров СССР>, принятого Верховным Советом СССР от 5 июля 1978 г., дает основание считать Совет Министров СССР юридическим лицом – государственным учреждением.

Соответственно государственными учреждениями являются Советы Министров союзных и автономных республик.

Местные Советы народных депутатов признаются юридическими лицами в соответствии с законом РСФСР о правовом положении этих Советов.

Например, Закон РСФСР <О районном Совете народных депутатов> предусматривает, что районный Совет народных депутатов является юридическим лицом. В связи с этим принято считать, что исполкомы местных Советов и их председатели являются органами этих юридических лиц.

Самостоятельными юридическими лицами – государственными учреждениями признаются и некоторые отделы исполкомов местных Советов народных депутатов.

Таковыми являются, например, отделы культуры, народного образования, здравоохранения, финансовые отделы районных и городских исполкомов Советов народных депутатов.

Другие отделы (управления) исполкомов местных Советов могут иметь иные источники финансирования – отчисления от доходов подведомственных предприятий, например управления торговли городских и областных исполнительных комитетов Советов народных депутатов.

Кроме того, необходимо отличать отделы (управления) исполкомов от подведомственных им организаций, которые могут быть самостоятельными лицами, быть хозрасчетными предприятиями и объединениями: например, предприятия торговли и общественного питания, предприятия городского транспорта, предприятия жилищнокоммунального хозяйства (ЖЭК, домоуправления, тресты водоканализации и др.), зрелищные предприятия (театры, филармонии, цирки) и т. д.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)